Колесницы

    Колесни́цы
  •          Гомеровская боевая К. (ἅρμα, с двумя лошадьми — biga, с четырьмя — quadriga) сохранилась в своей первоначальной форме только на состязаниях, как в Греции, так и в Риме (в цирковых играх, триумфах и торжественных процессиях). Она покоилась на двух колесах, не позволявших опрокидываться при самых крутых поворотах. Спереди она была снабжена балюстрадой с прочно прикрепленными перилами. К ним были привязаны пристяжные лошади, которые, в отличие от коренных, шли под ярмом. Сзади К. была открыта, чтобы парастат (помощник), стоявший на ней рядом с гениохом (возницей), мог свободно запрыгивать и спрыгивать во время езды. Напротив, в кабриолетах, широко распространенных в быту, двухместный дифрос (сиденье или кузов К.) был открыт спереди. Апена (ἀπήνη) или амакса (ἅμαξα) — так называлась, напр., колесница, на которой везли невесту — была четырехколесной. Вообще же греки езду без уважительной причины считали излишеством и роскошью, предпочитая ходить пешком или ездить верхом. Поэтому о различных родах повозок не могло быть и речи.
  •          Среди разнообразных экипажей, использовавшихся у римлян, следует отличать ломовые возы (plaustra) от пассажирских экипажей. Двухколесными были: cisium, легкий открытый кабриолет; essedum, собственно кельтская колесница, которую римляне использовали как экипаж для езды; carpentum, крытая карета; covinus, кельтская колесница в форме серпа, которой римляне пользовались в путешествиях, закрытая с трех сторон. Четырехколесными были: pilentum, которым пользовались женщины; reda или rheda, обычные дрожки; саrruса, удобная парадная карета; petorriturn, кельтского происхождения; аrсеrа (быть может, от area), закрытый со всех сторон экипаж, особенно удобный для транспортировки больных. Под словом basterna следует понимать носилки, в которые запрягались два мула. Общее слово currus употреблялось для обозначения как боевой, так и триумфальной К. Для припряжки лошадей служило ярмо; только крайние лошади, если их было в упряжке 3 или 4, были припряжены с помощью веревок (tunes) и назывались поэтому пристяжными (funales). Весьма искусны были украшения К., особенно ее кузова (capsus, ploxenum), на котором блистали прекрасные металлические пластинки.
  •          

    Ломовой воз (plaustrum). С римского барельефа.