Кимон

    Ки́мон
  •          (греч. Κίμων).
  •        1. Сын Стесагора, отец Мильтиада. Был изгнан из Афин Писистратом, который позволил ему возвратиться, когда К. после двукратной победы, одержанной на состязаниях четверных конных упряжек в Олимпии, велел во второй раз провозгласить победителем Писистрата. Третья победа К. на тех же конях побудила сыновей Писистрата тайно убить его.
  •        2. Внук предыдущего, сын Мильтиада и Гегесицилы, дочери фракийского царя Олора (ок. 510—450 гг. до н. э.). Отец его за неуплаченный государственный долг в 50 талантов умер в опале (см. Атимия), которая по афинским законам перешла по наследству на сына (впрочем, за это он не был заключен в темницу, как рассказывает Корнелий Непот) и продолжалась до тех пор, пока он при помощи своей сводной сестры Эльпиники не получил требуемой суммы от богатого Каллия. Эльпиника, говорят, была в то же время и женой К. За подобный брак между сводными братом и сестрой, который изредка встречался в Афинах, К. подвергался порицанию. Персидские войны предоставили К., пользовавшемуся дурной славой из-за вольных нравов и недостатка образования, случай исправить свою репутацию. Храбрый потомок древнего рода посвятил конскую узду богине-покровительнице Афинского акрополя, взял один из посвященных богине щитов и спустился к морю, чтобы поддержать Фемистокла в его намерении построить флот. Сходство в образе мыслей сблизило его с Аристидом, вместе с которым он командовал афинским флотом, остававшимся в сборе после Саламинской битвы. Ему удалось предоставить гегемонию афинянам и, благодаря покорению крепости Эиона на р. Стримон во Фракии (476 г.), утвердить их господство в этих странах. Затем он покорил остров Скирос, жители которого, долопы, занимались морским грабежом, и перевез оттуда останки Тесея в Афины. Таким образом афиняне утвердились на р. Стримон (Амфиполь был основан позже) и на одном из островов Эгейского моря. Этими подвигами К. настолько укрепил свое влияние, что даже в управлении государством занял место рядом с первыми людьми и с успехом выступил как политический противник Фемистокла. В 469 г. он со значительным флотом отправился в Малую Азию, где захватил много городов в Карий и Ликии. Вершиной его военной карьеры была победа в Памфилии на р. Эвримедонт, где он разбил превосходящий флот персов и в тот же день разгромил их сухопутное войско, а затем и вспомогательный флот, прибывший из Финикии. В 486 г. К. завершил освобождение Европы покорением Херсонеса, изгнав оттуда персов и подчинив всю эту местность владычеству Афин. Он провел закон, по которому союзники, не поставлявшие никаких кораблей, должны были платить деньги (форос), вследствие чего могущество Афин значительно возросло. Противники этого закона, напр. наксосцы и фасосцы, были весьма строго наказаны. После смерти Аристида и изгнания Фемистокла (которое, по словам Плутарха, последовало при его участии), К. сделался могущественнейшим человеком в Афинах. Впрочем, он не избежал нападок завистников, обвинявших его в продажности и представлявших его противником народной свободы. На первый раз К. был оправдан, невзирая на обвинения Перикла. Но когда последний в отсутствие К. отнял при помощи Эфиальта власть и значение у Ареопага, а вспомогательное войско, посланное К. спартанцам в 464 г. на помощь против восставших илотов (мессенцев), было из-за недоверия отослано ими назад, авторитет К. упал, он был подвергнут остракизму и изгнан на 10 лет. Когда же в 458 г. афиняне проиграли сражение при Танагре, К. по совету Перикла был возвращен в следующем году для того, чтобы вести переговоры о мире. Впрочем, лишь в 451 г. ему удалось заключить перемирие на пять лет. Затем он без труда добился возобновления войны против персов, так как последние опять заняли Кипр и угрожали малоазиатским грекам. Изгнание персов из эллинских городов было основной целью его политической деятельности. К. отправился на Кипр с 200 кораблями, из которых 60 поспешили на помощь Амиртею в Египет, а остальные осадили кипрский город Китион. Во время осады старый герой умер. В течение тридцати дней по его собственному приказанию смерть его скрывали от войска, которое разбило еще киликийско-финикийский флот персов на рейде кипрского г. Саламин и сухопутное войско на суше, причем во время сражения погиб афинский полководец Анкаксикрат. Эта победа заключила ряд битв, происходивших начиная с Марафонской. Останки К. были перевезены в Афины. Китайцы также, по приказанию оракула, стали воздавать ему геройские почести.
  •          Между тем как Фукидид и Плутарх рассказывают вышеизложенным образом (Плутарх, впрочем, говорит о мире в 469 г.), Диодор сообщает следующее: царь Артаксеркс, под впечатлением от победоносных сражений К. в М. Азии и на Кипре (К. к тому времени уже умер на Кипре), отправил послов в Афины и заключил мир на следующих условиях: все греческие города в М. Азии будут независимы, персидские наместники могут только на расстоянии трехдневного пути приближаться к морю, и ни один персидский военный корабль не должен перейти за Фаселис (Ликия) и Кианейские острова (во Фракийском Боспоре). Афиняне же, со своей стороны, не должны посылать никаких войск в Персию. В этом заключался тот самый многооспариваемый Кимонов мир, о котором часто упоминают позднейшие аттические ораторы, но который, вероятно, никогда не был заключен, насколько можно судить по позднейшим, не подтвердившим такой мир событиям и по умолчанию Фукидида, который ни в коем случае не мог бы обойти подобный важный факт.