Катулл

    Кату́лл
  •          (лат. Catullus).
  •        1. Гай (по другим Квинт) Валерий К., величайший из римских лирических поэтов, родился ок. 84. г. до н. э. в Вероне и умер 30 лет от роду в 54 г. до н. э. О жизни К. известно мало. С юных лет он познакомился в Риме с образованнейшими людьми своего времени, а с некоторыми из них завязал более тесную дружбу, напр. с поэтом Г. Лицинием Кальвом, историком Корнелием Непотом, оратором Гортензием и др. Поэт владел виллой в Веронской области, на полуострове Сирмион, который вдавался от южного берега в Бенакское озеро (ныне Lago di Garda) и был воспет им как прекраснейший из всех полуостровов. Он имел также виллу близ Тибура, однако особенным богатством не отличался. В 57 г. до н. э. К. сопровождал пропретора Л. Меммия Гемелла в Вифинию и на обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата, потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом. Основную тему его поэтической жизни и творчества составляла страстная любовь к одной римлянке, которую он называл Лесбия, но настоящее имя которой было Клодия. Это, по всей вероятности, была известная старшая сестра Клодия, бывшая замужем за Кв. Метеллом Целером (60 г. до н. э.), женщина безнравственная, но отличавшаяся привлекательностью ума и прелестной внешностью. Любви поэта к ней мы обязаны прекраснейшими его произведениями. Когда потом Лесбия пала самым низким образом, поэт расстался с ней окончательно. К. не занимал никакой общественной должности. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицал и обвинял во всех пороках, даже в позорных отношениях с всадником Мамуррой, которому за это Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций. Вполне вероятно, что это отвращение проистекало не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре. Самым плодовитым временем поэтической деятельности К. были немногие годы его безмятежных отношений с Клодией, поэтому многие произведения написаны им еще до 20 года его жизни. До нас дошло всего 116 стихотворений Катулла, из которых в лучших рукописях недостает 18, 19 и 20-го стиха. Стихотворения с 1 по 60 небольшие, написанные лирическим слогом; с 61 по 68 — более значительные по размеру (так. наз. эллинистические стихотворения); с 69 по 116 — эпиграммы, написанные элегическим дистихом. По содержанию их можно разделить на две группы:
  •          1) стихотворения ямбические и полемические
  •          и
  •          2) лирические стихотворения.
  •          Первые, частично политического содержания, нередко в язвительных словах выражают негодование против безнравственных лиц и действий или насмешку над глупостями и пошлостями того времени. Среди лирических произведений есть стихотворения большего и меньшего объема. Стихотворения элегического или повествовательного содержания написаны по греческим образцам, как, напр., подражание Каллимаху (элегия о волосах Береники), свадебные песни и небольшой эпос (epithalamium) в честь свадьбы Пелея и Фетиды. Последние относятся к эротической и социальной лирике. Их отличает прелесть и неподдельность чувства и оригинальность поэтического вымысла, что обнаруживает в авторе богато одаренную поэтическую душу и необыкновенный талант. В этом роде поэзии его не превзошел ни один римский поэт, и он полностью сравнялся с лучшими греческими лириками. К. в совершенстве владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естественен; но иногда архаичен в отдельных формах и выражениях.
  •        2. Л. Валерий К. Мессалин, см. Валерии.
  •        3. Кв. Лутаций К., мимограф, живший в I столетии н. э., известный шутник, получивший прозвище Урбикарий (Urbicarius, горожанин). Ему приписывают два произведения: «Phasma» («Привидение») и «Laireolus» («Распятый раб»). Последняя пьеса часто давалась в театре.