Кабиры

    Каби́ры
  •          Кабе́йры (греч. Κάβειροι, ср. др.-инд. Kubera), дети премудрой нимфы Кабейро и Гефеста, рожденные на о. Лемнос. Дочь Протея по имени Кабейро стала супругой Гефеста и поселилась с ним на о. Лемнос. Дети Кабейро от Гефеста, известные своей особой премудростью, числом от трех (Аксиерос — Деметра; Аксиокерса — Персефона; Аксиокерсос — Аид; иногда четвертый, Касмилос — Гермес Психопомп) до семи (Зевс, Аид, Посейдон, Пан, Гера, Гестия, Деметра), учредили культы великих богов К. и самофракийские таинства. От К. идет традиция многих культов и обрядов, связанных с Реей, — Кобыльей матерью, Герой, Деметрой и Персефоной, Аресом и Гефестом, Афродитой и Гермесом. Дополнением к мифическому преданию может служить др.-инд. миф о Кубере Вайшраване (Kubera Vaisravana), сыне мудреца Вишраваса (Известный, Знаменитый) и Деваварнини, дочери мудреца Бхарадваджы. Кубера по отцовской линии был внуком одного из семи мудрецов-риши Пуластью (Puastyu). Он считался владыкой якшей, итараджанов (якшей-инородцев), киннаров («что за люди») и гухьяков (скрытые), владел островом Ланка. Однако его сводный брат Равана (Ревущий) изгнал его с острова, и Кубера перенес свою резиденцию в столицу Алаку у горы Меру. Там божественный строитель Вишвакарман (ремесленник всех ремесел) построил дворец и благоустроенный город. Кубера владел заповедным садом Чайтраратхой на отрогах горы Меру, сокровищами Севера, чудесной колесницей Пушпакой, способной летать по воздуху. Слуга Куберы по имени Манибхадра слыл покровителем торговли. У Куберы был только один глаз, второй он потерял по проклятию Деви, за то, что подглядывал за нею, когда она оставалась наедине с Шивой. Примечательны и другие особенности образа Куберы — три ноги (tripad), восемь зубов, имеющие параллели в других и.-е. традициях. Ср. др.-греч. τρίποδες — изобретения Гефеста. Подвластные Кубере киннары — небесные певцы и музыканты, люди с конскими головами или птицы с головами людей — славились искусством музыки и пения. На Лемносе культ К. соединился с культом Гефеста, который здесь почитался как божество подземного природного огня. Культ К. процветал на островах Самофракия и Имброс, а также в Фивах Беотийских. Культ К. в Беотии, процветавший здесь в древнейшее время, со времени разрушения Фив эпигонами был на долгое время оттеснен, но позднее возродился в форме мистерий. К. были известны своей особой, унаследованной от Гефеста и Кабейро, мудростью. Число их тайное. Они присутствовали при рождении Зевса и входили в окружение Великой Матери Реи вместе с корибантами и куретами. К. являются благотворно действующими существами природы, посылающими изобилие. В качестве кузнецов они стали помощниками в искусстве Гефеста. В то же время вследствие близости моря на названных островах они сделались покровителями мореплавателей, божествами, спасающими от бурь, и в этом качестве сближались с Диоскурами. Самыми знаменитыми были мистерии К. на о. Самофракия. Писатели позднейшего времени называют имена троих К.: Аксиера, Аксиокерсы и Аксиокерса, к которым примкнул в качестве служителя Камилл (Кадмил, Кадм, учредитель), которого принимали за Гермеса. Культ К. — «Великих Богов» — сближался с орфическими таинствами и носил характер мистерий, требовавших особого посвящения путем получения мистического опыта первой ступени. По мнению древних, прошедшие самофракийские таинства посвящения не только совершенствовались духовно, но и исцелялись физически.