Исократ

    Исокра́т
  •          (греч. Ἰσοκράτης), знаменитый афинский оратор, учитель риторики и публицист (436—338 гг. до н. э.). Он был сыном зажиточного афинянина Феодора, который имел мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов и дал сыну приличное воспитание. Кроме софистов Тисия, Продика, Протагора и Горгия, он слушал также Сократа и подавал в кружке последнего большие надежды. Вследствие робости и физической слабости он никогда не выступал со своими речами публично, но старался приносить пользу, обучая других ораторскому искусству, чем и приобрел себе значительное состояние. Имеются сведения, что у него было 100 учеников, из которых каждый платил ему 1 тыс. драхм. Он поддерживал отношения с иностранными правителями (напр., с Филиппом Македонским. Никоклом и Эвагором Кипрским), которые обращались к нему за советом. Он готовил для них речи, за которые получал поистине царское вознаграждение. В результате несчастья, постигшего его родной город в конце Пелопоннесской войны, И. также пострадал, потому что его отец потерял все свое состояние. После правления Тридцати тиранов он некоторое время писал в Афинах судебные речи, но позднее, ок. 392 г. отправился на Хиос и начал там второй период своей деятельности в качестве логографа. Заслужив на Хиосе славу учителя, И. в 388 г. снова вернулся в Афины. Уклоняясь от государственных должностей и ораторской кафедры, он в качестве учителя посредством уроков и частных бесед по-прежнему имел значительное, хотя и косвенное, влияние на дела государства. При этом он особенно подчеркивал искусство изложения в применении к высоким и достойным сюжетам. Он считал, что тот, кто хочет выступать с публичными речами, должен заниматься великими и достойными проблемами и приучить себя к их обсуждению. Его великая слава вскоре привлекла к нему множество учеников, в том числе иностранцев, которые оставались у него от 3 до 4 лет. Среди них были ораторы Исей, Ликург и Гиперид, историки Теопомп и Эфор и многие другие. Его учеником был также сын Конона, знаменитый впоследствии полководец Тимофей, который своими успехами в борьбе с союзниками обязан был той мягкости и справедливости, которой научил его Исократ. Еще один друг И., кипрский князь Никокл, дал ему, по свидетельству современников, 20 талантов за одну речь. Придя в отчаяние по поводу несчастного исхода битвы при Херонее, И. в 338 г. покончил жизнь самоубийством. Он писал речи не для произнесения их в народном собрании, но для чтения. Ему принадлежат 60 речей, из которых сохранилась 21, большей частью похвальные. Самая знаменитая из них — «Панегирики», написанная в 380 г., представляет собой праздничную речь с блестящим изложением. В ней проникнутый патриотизмом И. перечисляет заслуги Афин перед Элладой, имея целью доказать, что этому городу принадлежит гегемония. Похвальную речь в честь Афин и Аттики представляет также «Панатинаикос» 339 г.; в «Ареопагитике» (355 г.) в качестве средства для возрождения Афин рекомендуется восстановление учреждений Солона, измененных Клисфеном. И. писал совершенно простым, но чисто аттическим языком. Он обращал особое внимание на техническую сторону изложения, на ее усовершенствование, чем и снискал себе славу искусного ритора. Его излюбленным приемом было противопоставление соответствующих частей предложения (антитеза), в чем он обнаруживает большое разнообразие. Древние упоминают, что он ввел т. н. κύκλος, т. е. периодическое округление. Основные положения, которым он следовал в своей учительской практике, И. развил в особом труде под названием «Искусство» («Τέχνη»), на который нередко ссылаются древние риторы.