Иностранцы

    Иностра́нцы
  •          (греч. ξένος). Положение И., т. е. свободных неграждан, было различно в разных греческих государствах. Спартанцы, напр. не допускали продолжительного пребывания или по крайней мере оседлости чужестранцев, афиняне же и другие государства давали им определенные и часто широкие права и вольности. Каждый И., проживший известное время в Афинам, становился метеком (μέτοικος), положение которого в Афинах, как центре греческой образованности и просвещения, находили столь выгодным, что в 309 г. до н. э. число взрослых метеков доходило до 10 тыс. чел. Они обязаны были выбирать себе из числа граждан покровителя — простата (προστάτης), который служил их представителем во всех общественных и частных делах, напр. в судебных процессах и т. д. Несоблюдение этого правила влекло за собой жалобу покровителя на своего клиента за невыполнение последним своих обязанностей. За защиту предоставляемую им государством, они платили небольшую подать (ξενικά τελείν, μετοίκιον) в 12 драхм, причем вдовы платили только 6 драхм. Метека, который уклонялся от этой обязанности или вообще вел себя как полноправный гражданин, можно было продать в рабство. При общественных торжествах метекам принадлежала обязанность гидриафории, скафефории и скифдефории. Они лишены были права приобретать земельную собственность, но были обязаны нести военную службу и все чрезвычайные повинности: литургии и т. д. Им предоставлялось неограниченное право заниматься ремеслами, так как государство благодаря этому приобретало большие капиталы и производительные силы. Особыми привилегиями пользовались т. н. исотелеи (ἰσοτελεῖς). которые относительно повинностей были уравнены с гражданами и не платили подать (μετοίκαον). Активными гражданскими правами, т. е. допущением к должностям, выборам, судам и т. д., они не пользовались, но могли приобретать в собственность землю, и не нуждались в гражданине-покровителе. Совершенно другое значение имела исополития (гражданское и политическое равноправие), по которой целые государства награждали друг друга гражданскими правами, так что каждый гражданин одного государства был в то же время гражданином другого. Особое положение занимали проксены. Проксен представлял собой нечто вроде государственного друга. Это было лицо, назначенное в своем государстве блюстителем интересов другого государства; напр. афиняне назначали какого-нибудь коринфского гражданина блюстителем афинских интересов в Коринфе. За защиту интересов афинских граждан в Коринфе ему предоставлялись известные права в Афинах, которые, впрочем, не у всех проксенов были одинаковы, но в каждом отдельном случае определялись народным собранием. Обычно он получал право земельной собственности и право общения с советом и народом без посредства простата и очень редко и в исключительных случаях полные гражданские права. Уважение прав И. прочно укоренилось в сознании греков, и даже военнопленный, который заплатил выкуп, становился дориксеном, т. е. «другом по копью», союзником.