Илоты

    Ило́ты
  •          (греч. εἵλως, εἱλώτης). При покорении коренных жителей Пелопоннеса победоносными дорическими пришельцами некоторые племена сохранили личную свободу и право владения землей (хотя, вероятно, часть земли перешла во владение победителей). За эту привилегию они должны были платить дань, не получая право гражданства в государстве, основанном победителями. Они назывались общим названием периэки — «живущие вокруг города» победоносных пришельцев. В Спарте они сохранили прежнее название страны Лакедемон, между тем как дорические победители приняли имя спартиатов. От этих периэков следует отличать тех из побежденных жителей, которые лишились не только политической независимости, но вместе с тем и владения землей и личной свободы. Они имели единственное преимущество перед настоящими купленными рабами (δοῦλοι), заключавшееся в том, что господин не имел права ни убивать их, ни продавать за пределы государства. Для обозначения таких отношений, которые встречаются не только в дорических государствах, существуют разные названия. На острове Крит крепостные назывались кларотами или афамиотами, в Сикионе — коринефорами, в Аргосе — гимнетами; в Фессалии в подобном положении находились пенесты. В Спарте покоренные местные жители назывались И. Это название уже в древности производилось от имени города Гелос (см. Гелос), жители которого были порабощены после восстания. Другие исследователи связывают его с греч. названием болотистых низменностей (ἕλη), но наиболее вероятно толкование этого названия в значении «военнопленные». И. были государственными крепостными, которых отпускали отдельным семействам только во временное пользование; они жили в имениях спартиатов и обрабатывали там землю. Из дохода они отдавали часть, установленную законом: 82 медимна ячменя и определенное количество оливкового масла и вина; остальное принадлежало им. Кроме этого они должны были прислуживать своему господину и нести военную службу, обычно в качестве легковооруженных воинов, 7 чел. на 1 спартиата. Изредка они служили в качестве гоплитов или матросов во флоте. Их положение было, безусловно, стесненным вследствие строгого отделения от спартиатов, но позднейшие писатели, без сомнения, сильно преувеличивали этот факт. И. занимали промежуточное положение между свободными людьми и рабами и могли достигать некоторой зажиточности, а в известных случаях, в особенности за храбрость на войне, получить свободу. Отпущенные за оказанные заслуги на волю назывались неодамодами (см. Неодамоды). Право гражданства давалось им весьма редко, как, напр., после потерь во 2-ю Мессенскую войну оно было предоставлено т. н. эпевнактам (см. Эпевнакты). Метеки, или мотоны, были детьми илотов от отцов-спартиатов. Они воспитывались вместе с молодыми спартиатами и пользовались с юных лет свободой, а в случае усыновления — и правом гражданства. Из таких метеков были даже Гилипп, Калликратид и Лисандр. Натянутые отношения при численном перевесе И. (до битвы при Левктрах — ок. 224 тыс.; по О. Миллеру, 56 тыс. способных носить оружие, при общем числе населения в 400 тыс. человек) требовали соблюдения постоянной осторожности и предупредительности. Этим объясняется уничтожение 2 тыс. И., а также пресловутая криптия (см. Криптии), которая, однако, по словам Платона, была не столь кровавым обычаем. Молодые спартиаты до поступлении на действительную военную службу ради упражнения должны были при скудной пище обходить страну, проникая в самые отдаленные захолустья, чтобы наблюдать за действиями постоянно подозреваемых И. и немедленно наказывать на месте всякую противозаконность. Впрочем, убийство И. господином не разрешалось, а продажа за границу безусловно воспрещалась. Отпущение И. на волю также могло происходить только с согласия правительства.