Зенобия

    Зено́бия
  •          (греч. Ζηνοβία).
  •        1. Дочь царя Армении Митридата, вышедшая замуж за своего двоюродного брата Радамиста, который с 34 г. правил кавказскими иберами и добивался армянского престола. Радамист совершил много злодеяний над родителями, братьями и сестрами. Впоследствии ему пришлось бежать от Тиридата, парфянского принца, завладевшего Арменией. Во время бегства З. попросила мужа убить ее, чтобы избавить от позорного плена. Муж нанес ей удар мечом и сбросил в волны Аракса, но ее спасли пастухи. Затем она досталась Тиридату, который относился к ней с уважением и почтением.
  •        2. З. (Зиновия) Септимия, вторая жена правителя Пальмиры Одената. В середине Ш в. н. э. он как один из 30 тиранов со славой господствовал над персами и арабами на востоке Римской империи. Оденат был низкого происхождения; в юности он развил свою физическую силу в борьбе с дикими зверями. Как предводитель арабов он, вероятно, сначала сражался против римлян, но нападения персов под предводительством надменного Сапора вынудили его ближе сойтись с Римом. Великодушный и храбрый Оденат, к которому Сапор относился свысока, разгневался, повел свои войска на персидского царя и в 261 г. разбил его армию на берегу Евфрата. После этого он принял царский титул, прогнал персов со всего побережья Евфрата, осадил Ктесифон и обезопасил границы государства. В эпоху беспорядков, известную под названием эпохи 30 тиранов, он получил в благодарность от римского сената императорское достоинство на Востоке. Однако уже в 267 г. он пал от руки одного из своих близких родственников. В связи с несовершеннолетием сыновей правление перешло к его жене З., женщине замечательной красоты и мужественного характера, принимавшей участие в походах мужа и в управлении государством. З. стала регентшей при своем сыне Вабаллате и в том же году объявила Пальмирское царство независимым. Она была, вероятно, арабского происхождения, как и сам Оденат, хотя на монетах она называется римским именем Септимия. Изнеженный император Галлиен пытался после смерти Одената захватить его царство и послал с этой целью войско, которое, однако, было разбито и уничтожено З. Клавдий Галл, вступивший на престол после смерти Галлиена, не выступил против З., которая успела расширить свое государство за счет Египта и Передней Азии в битвах с римскими полководцами, так что почти весь Восток был подчинен ей. В 271 г. она приняла титул Августы. Но когда на престол вступил Αврелиан, то он отправился в Азию с большим войском, подчинил земли Передней Азии, разбил в нескольких сражениях З. (272 г.), завоевал Антиохию и направился на Пальмиру. У Эмесы произошло кровопролитное сражение, в котором Аврелиан с трудом одержал победу. З. бежала в Пальмиру, преследуемая римлянами, которые понесли большие потери в песчаных пустынях от неприятельской конницы и зноя. З. рассчитывала на помощь персов и арабов, но ее надежды не оправдались. Осажденная в главном городе, она в итоге была вынуждена спасаться бегством. Ее преследовали и взяли в плен, после чего сдалась и Пальмира (273 г.) Аврелиан наказал ее советников, в том числе философа Лонгина, так как З., обвиненная в том, что она была виновницей войны, потеряла присутствие духа и в решительную минуту свалила на него всю вину. В Риме З., украшенную золотыми цепями, провели в триумфальном шествии. Впоследствии император подарил ей поместье у Тибура, где она и провела остаток жизни. Потомки ее пользовались известностью и в позднейшие времена. З. была женщиной огромных способностей, поразительной красоты, необыкновенной нравственности, с юных лет закаленная во всех опасностях. Ее любили, ей удивлялись ее подданные и воины. В сражении она выказывала необычайную храбрость, переносила любые трудности, иногда проходила пешком впереди своего войска несколько миль, была отважной наездницей. Вместе с тем она была очень образованна, понимала и говорила на латинском, греческом, египетском и сирийском языках и знала историю Востока. Одни считали ее язычницей, другие христианкой. Но на основании древних свидетельств можно предположить, что она исповедывала иудейскую религию. При ее правлении в Пальмире были построены роскошные здания, к ее двору были созваны выдающиеся художники и ученые.