Законы о роскоши

    Законы о ро́скоши
  •          (лат. Leges sumptuariae). В древние времена в Риме господствовала простота нравов и воздержанность, но впоследствии все более стала преобладать безумная расточительность и утонченная роскошь. Ни целый ряд З., ни строгость цензоров и эдилов не в состоянии были помешать этому. Древнее всего З., запрещавшие расточительность при похоронах, каковы, напр., закон Нумы Помпилия (lex Numae) и целый ряд постановлений в XII таблицах. Первым З., направленным против расточительности как таковой (lex sumptuaria), был З. Оппия (lex Oppia) от 215 г. до н. э., изданный против роскоши женских нарядов. Другие З. обычно ограничивали только роскошь пиров и обедов, как, напр., З. Орхия (lex Orchia), принятый приблизительно в 183 г. до н. э. (о числе гостей), З. Фанния (lex Fannia) от 161 г. до н. э., возобновлявший З. Орхия и запрещавший определенные кушанья, а также определявший норму расходов на стол в праздничные дни. З. Дидия (lex Didia) от 143 г. до н. э. распространил действие предшествующего З. на всех римских граждан, живущих в Италии, а З. Лициния (lex Licinia), принятый ок. 100 г. до н. э., был, в сущности, повторением З. Фанния и установил норму расходов для свадебных пиров и т. д. З. Корнелия Суллы (lex Cornelia) от 81 г. до н. э. строго подтверждал предыдущий З. и в то же время назначал весьма низкие цены для обычных съестных припасов и для более изысканных яств. Несколько лет спустя был издан З. Эмилия (lex Aemilia). Пространнее всего был изданный Цезарем З. Юлия (lex Iulia), ограничивавший не только роскошь стола, но и роскошь одежды и употребление бесполезных предметов роскоши. За ним следовал другой З. Юлия (lex Iulia). изданный Августом, который усиленно, но безуспешно старался восстановить древнюю простоту нравов. Во времена Империи вместе с падением нравов усилилась и роскошь, которая не прекращалась, несмотря на всевозможные императорские запреты.