Евгемер

    Евгеме́р
  •          (греч. Εὐήμερος), греческий философ из сицилийской Мессаны (ок. 310 г. до н. э.). Жил при дворе македонского царя Кассандра и был последователем киринейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он написал сочинение «Священные храмовые надписи», в котором рассказывал о том, как он во время своего путешествия в Аравию и южные моря попал на остров Панхею и там в храме Зевса Трифилийского прочел на одной золотой колонне древнейшую историю мира, начиная со времен Урана. В такой форме он выдвинул предположение, согласно которому мифология — не что иное, как история о людях, представленных в сверхъестественном виде, будто все боги и герои были лишь выдававшиеся своей силой и умом люди, которым после их смерти оказывали божеские почести, и что главнейшие места их культа тождественны с местом их погребения. Эти взгляды не были новостью. Они имели поддержку в культе героев и обоготворенных царей, особенно же в критских сказаниях о рождении и могиле Зевса. Ионийские историки (Гекатей, Геродот и др.), а также Эфор в некоторых мифах применяли эти прагматико-исторические принципы, но лишь Е. привел их в систему, так что самые возвышенные, исполненные самой богатой фантазии мифы сводились к самому обычному толкованию. Эта система получила название евгемеризма. Такие писатели, как Каллимах и Эрастофен, были возмущены этим учением, лишенным всякого духовного и идеального содержания. Однако в то время, когда религиозная вера в древний мир богов была очень ослаблена, учение это было встречено сочувственно. Диодор поддерживал это направление, а Энний перевел сочинение Е. на латинский язык. Поскольку труд дошел до нас только в отрывках, неизвестно, был ли он составлен в трохаических тетраметрах или в прозе. Отцы церкви, особенно Лактанций, пользовались этим сочинением для того, чтобы опровергнуть языческую веру в богов.