Дионис

    Диони́с
  •          или Вакх (греч. Διόνυσος, «Зевс с горы Ниса», Βάκχος, лат. Bachus, Liber), сын Зевса и дочери фиванского царя Семелы, соответствовал римскому Либеру. Это бог вина и виноделия, при помощи вина веселящий сердце человека и прогоняющий заботы и страдания (Лиай, «Освободитель»), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (Сотером) и души, и тела. Его дар объединяет людей для веселого общения и мирного наслаждения жизнью, поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (Мельпомен). Драма и дифирамб своим происхождением и развитием обязаны его культу. Д. сближается и с Аполлоном, который своей воодушевляющей силой наделяет его даром пророчества. Д., врачующий болезни предсказаниями, в некоторых местах имел свои оракулы и получил участие в Дельфийском оракуле. По отношению к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (Флой от гл. φλοίω, Антей, Андий, Дендрит, т. е. «оплодотворяющий посредством влаги»). Таким образом он принял участие в деятельности Деметры, с которой сходен и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (Фесмофор). Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Д. и Деметре. Они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиастическое служение этому богу. Начало свое этот культ, вероятно, ведет от мифических фракийцев из Беотии, благодаря чему Беотия и считается родиной Д. Мать его Семела, дочь царя Кадма, жила в Фивах. По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии. Когда же Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее, дом и она, умирая, преждевременно родила младенца. Зевс зашил мальчика в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание сестре Семелы Ино, супруге Атаманта Орхоменского. Когда же Гера привела Атаманта в бешенство, а Ино бежала (см. Атамант), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда имя Дионис), укрыт ими в пещере и вскормлен сладкой пищей. По первоначальному сказанию, Ниса (если только это не вымышленная местность) находилась в Беотии, а впоследствии легенды относят ее ко Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Д. проник в Аттику, в окрестности Парнаса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д. На о. Наксос его супругой была Ариадна (см. Тесей), от которой он имел сыновей Ойнопионта (Винопия), Эванта (Цветущего) и Стафила (Виноградаря). Культ Д. распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийских богов, и так как он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии со степенным и строгим характером культа олимпийских богов и в особенности весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало явное сопротивление. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф о Ликурге, сыне Дрианта, царя фракийских эдонийцев. Он прогнал с Нисейских полей кормилиц пьяного Д., и они во время бегства уронили на землю священную утварь, а сам Д. бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга: Зевс поразил его слепотой и сократил его жизнь (Гомер). По позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собой бесплодие страны, а сам он впал в безумие, под влиянием которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но так как страна оставалась по-прежнему бесплодной, эдонийцы отвели Ликурга на гору Пангей, где по приказанию Д. он был растерзан конями на части. В Аргосе Д. привел в бешенство женщин, избегавших его культа, и они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Д. с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом (см. Акойт и Пентей). Куда бы ни являлся Д., везде он учреждал свой культ. Сопровождаемый толпой своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, вооруженными жезлами (фирсами), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Элладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакхическом походе в Индию сложилось во всех подробностях только после времен Александра Великого, представляя собой как бы мифический прообраз похода македонского героя. Когда же, наконец, Д. заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (Θυώνη, неистовая, он сам — Фионей) наслаждалась бессмертием. Культ Д. с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Д. издревле справлялся процессией, весьма просто, но довольно весело. Впереди — кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Со временем эта умеренность неуклонно исчезала. Во время Дионисий стали предаваться невоздержанному проявлению чувств: шествовать под звуки флейт, бубен и литавр с громкими возгласами «Эй!», и в пьяном распущенном неистовстве раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. Отсюда Д. получил прозвище Вакх — «Шумный» (после времен Геродота), Вакхей, Бромий и Эй. В этих оргиях, часто происходивших ночью (никтелиях), большую роль играли исступленные женщины, изображавшие спутниц Д. под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (назв. по длинной пестрой одежде, βασσάρα; Д. сам назывался Бассареем). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Д. с Кибелой и Атисом, а также и к отождествлению его с Сабазием и азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Дионис-Сабазий был олицетворением цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся. Та же самая мысль лежит в основании культа Диониса-Загрея (οт Ζαγρεύς, растерзанный), который орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Дионис-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, после чего Зевс, проглотив его содрогающееся сердце, снова родил Д. В мистериях Деметры Д. носит имя Иакх (Ἴακχος) и является в образе отрока (Короса) как брат или жених Персефоны (Коры). В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Д. с величественной осанкой, густыми волосами и окладистой бородой, ясным, цветущим лицом, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, т. н. Сарданапал, находится в Ватиканском музее, см. рис. 1) от позднейших изображений, представляющих Диониса в отроческом возрасте (эфебом), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной приятной тоски.
  •          

    Рис. 1. Дионис индийский (т. н. Сарданапал). Мраморная статуя (Ватиканский музей).

  •          Повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают его мягкие длинные кудри, козья шкура обычно слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева (см. рис. 2, изображающий статую из Лувра). В произведениях искусства он изображается в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется тиасией).
  •          

    Рис. 2. Дионис-эфеб. Мраморная статуя (Лувр).

  •          Сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны. Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Д. соответствует римский бог вина Бахус или Либер, с которым в культе соединялось и женское божество Либера. Оба имени, вероятно, представляют собой перевод греческих названий Корос и Кора. Однако римляне обычно производили эти имена от слова liber — «свободный», утверждая, что ими выражалась свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в его честь праздновались Либералии (Liberialia) с театральными представлениями в городе. В деревнях его праздник, как и в Аттике, непременно был связан с разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Праздник Либералии совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которой он и Либера, как сельские божества изобилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до н. э. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим проник и тайный культ Вакха, Вакханалии (Bacchanalia), которые отправлялись под покровом ночи с величайшим бесстыдством, что вынудило сенат в 186 г. до н. э. выступить против них со всей строгостью. Но втайне Вакханалии продолжали существовать до времен Империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругой Либера-Бахуса и таким образом отождествлялась с Ариадной.