Диоклетиан

    Диоклетиа́н
  •          Гай Авре́лий Вале́рий (лат. Diocletianus, С. Aurelius Valerius), римский император, правивший с 284 по 305 г. н. э. Имя Диокл он получил от названия своего родного города Диоклеи в Далмации. Д. происходил из простой семьи и был сыном вольноотпущенника. Начал военную службу рядовым солдатом и служил при императорах Аврелиане и Пробе. Когда Диокл однажды в Люттихе сидел в гостинице и подводил итог своих ежедневных расходов, стоявшая возле него друидянка сказала: «Тьфу, Диокл, стыдись своей скупости». На его возражение: «Дай мне только сделаться императором, и все изменится», она ответила: «Будешь императором, когда убьешь вепря». С того времени он лелеял в душе мысль о своем божественном призвании, хотя никогда в продолжение многих лет не высказывал ее. Он отличался на службе и скоро достиг высокого положения в войске. При императоре Пробе он был назначен наместником в Мизии. С Максимианом, будущим своим соправителем, который признавал за Диоклом превосходство обдуманности, предусмотрительности и мужества, он подружился еще в те времена. После смерти Проба он сопровождал императора Кара на войну с персами. Когда же Кар умер, а его слабые сыновья не могли противостоять притязаниям Апра, начальника телохранителей, войско 17 сент. 284 г. провозгласило в Халкедоне императором Диоклетиана, как он сам тогда называл себя. Апра (от ареr, вепрь) он убил собственноручно. Одолев своих врагов и соперников, с которыми он обошелся весьма милосердно, и победив багаудов (мятежных крестьян в Галлии), он принял Максимиана в товарищи по управлению империей. В 286 г. Д. назначил его августом для защиты западных границ империи, окруженной со всех сторон врагами, а сам на востоке принудил персов заключить мир. Дакию он также вновь присоединил к империи. Оба императора в 291 г. приняли еще двух соправителей, Галерия и Констанция, и разделили между собой правление, причем Д., благодаря своему умственному превосходству, сохранил за собой верховную власть. Он с большой жестокостью подавил в 296 г. волнение в Египте. Галерий же, после первой неудачной экспедиции, победил персов во время второго похода и принудил их согласиться на выгодный для римлян мир, сохранение которого Д. обеспечил постройкой целого ряда крепостей по восточной границе империи. Для торжественного празднования своего 20-летнего управления империей Д. отправился в Рим, но своей скупостью вызвал негодование народа, из-за чего поспешил оставить этот город, который никогда не был ему по сердцу, чтобы возвратиться в свою постоянную резиденцию, г. Никомедия в М. Азии (в 304 г.). Тяжкая болезнь, постигшая его в пути, ослабление тела (а по мнению христианских писателей — и духа) привели его к исполнению давно уже задуманного им намерения сложить с себя власть. Возможно, он полагал, что для предотвращения разногласий каждый из императоров после 20-летнего правления должен отказаться от престола. Д. привел в исполнение свое намерение: в Никомедии 1 мая 305 г. он сложил с себя императорские полномочия, оставив власть своим старым соправителям и двум вновь назначенным императорам, и удалился на свою родину — Далмацию, в свою виллу близ г. Салоны. Здесь он занимался садоводством и безоговорочно отклонил сделанное ему впоследствии приглашение снова занять императорский престол. Там он и умер в 313 г. Введенная им система государственного устройства, состоявшая в правлении нескольких друг другу подчиненных властителей, оказалась удобной лишь до тех пор, пока он сам стоял во главе правительства, и пала перед честолюбием и выдающимся талантом Констанция. В связи с государственной реорганизацией Д. увеличил количество провинций, а вместе с тем и число должностных лиц. Этикет и внешняя пышность, господствовавшие при дворе Д., были заимствованы им от персов. Вследствие уменьшения преторианских легионов был положен предел самоуправству и произволу преторианцев. Соправители Д. чтили его и после отречения от престола. Зато всячески осуждали и не любили его христианские писатели, которые не могли ему простить проведенных в 303 и 304 тт. по настоянию Галерия гонений на христиан, которых было немало даже в самом дворце среди придворных чиновников. Языческие писатели, в свою очередь, порицают его скупость и страсть к восточной пышности, хотя он (как после него и Юлиан) старался остановить упадок язычества при помощи некоторых учреждений, заимствованных у христиан; и, вопреки торжествующему христианству, сохранить язычество как господствующую религию, которой он сам служил в качестве верховного жреца. Эта мысль — укрепить престол при помощи религии — и дала повод к гонениям на христиан.