Диодор

    Диодо́р
  •          (греч. Διόδωρος).
  •        1. Д. по прозвищу Диалектик или Кронос, родом из г. Иаса (Кария). Философ мегарской школы, ученик Аполлония Крона, жил при дворе Птолемея Сотера и был знаменитым диалектиком.
  •        2. Д. Тирский, перипатетик, ученик и преемник Критолая и шестой руководитель аристотелевой школы. Он считал высшим благом «Vacare omni molestia cum honestate».
  •        3. Д. Сицилийский (ок. 90—21 гг. до н. э.), родом из г. Агирия на о. Сицилия, современник Юлия Цезаря и Августа. Из его жизни известно только то, что он на протяжении 30 лет путешествовал по Европе и Азии с целью ознакомиться с местностями, служившими ареной исторических событий, и что он время от времени жил в Риме. Он попытался представить исторические знания своего времени в систематическом обозрении в форме общей всемирной истории. Пользуясь научными пособиями, имевшимися в Риме, он составил «Историческую библиотеку» в 40 книгах, из которых 6 заключают в себе историю первобытных времен, 11 — период от Троянской войны до смерти Александра Великого, а остальные 23 — время от Александра Великого до начала Галльской войны (60 г. до н. э.). Полностью сохранились книги 1—5 (мифология и история первобытных времен восточных народов и греков) и 11—20 (история периода от Персидских войн (480 г. до н. э.) до войн преемников Александра Великого, до сражения при Ипсе (301 г.). Порядок изложения в разделе мифов — этнографический, затем — летописный, а потому события связываются лишь внешним образом, без выяснения и анализа их причин. Вместо цельной характеристики действующих лиц и народов он отмечает в основном субъективные моменты и некоторые их особенности. Не обладая поэтическим чувством, он в мифологии является поклонником эвгемеризма (см. Эвгемер), а в истории старается доказать влияние божественного провидения на ход событий. Достоверность его труда находится в прямой зависимости от источников, которыми он пользовался без надлежащей критики. Сам язык Д. порой напоминает о разнородности материалов, между тем как определить их происхождение можно лишь путем сравнительного анализа. Чаще всего Д. пользовался трудами Теопомпа, Эфора, Тимея, Ктесия, Клитарха, Дуриса и Мегасфена. Сочинение Д., при всех его недостатках, для некоторых разделов древней истории, преимущественно истории Сицилии, служит главным источником и имеет большое значение, несмотря на хронологические неточности. Слог его прост, определен и ясен, но иногда страдает распространенностью и однообразием и лишен надлежащей свежести и живости.