Диана

    Диа́на
  •          (лат. Diana), в римской мифологии богиня растительности, подательница света и жизни, подобно греческой Артемиде. Поэтому ее отождествляли с последней и в римской литературе приписывали ей все те качества, какие в позднейшее греческое время были присущи Артемиде. Д. считалась богиней охоты, родов, а также богиней Луны, тождественной с Гекатой. Подобно последней, она имела эпитет Тривия — «богиня трех дорог», и ее изображения помещали на перекрестках. Культ Д., как полагают, занесли в Рим плебеи-латины, поэтому она в основном считалась покровительницей плебеев и рабов. Наиболее известны святилища Д. на г. Тифате в Кампании и в районе Ариция, в роще у источника Эгерии, где Д. под именем Неморенсийской чествовалась как богиня, требующая человеческой крови. Она считалась покровительницей Латинского союза. Сервий Туллий, покровитель низших классов народа, посвятил ей храм на Авентине, главном местопребывании плебеев. Годовщина основания храма считалась праздником рабов (servorum dies). Жрецом богини был беглый раб (Rex Nemorensis), получавший жречество после поединка, в котором убивал прежнего жреца. Эту богиню отождествляли с Артемидой Таврической и рассказывали, что ее культ был занесен сюда Орестом или сыном Тесея Ипполитом. После своей смерти Ипполит якобы был воскрешен Эскулапом и приведен Д. в Арицию, где затем царствовал под именем Вирбия. Позднее Д. отождествлялась с Немезидой и карфагенской небесной богиней Целестой. Храм Д. Лимнотиды находился в небольшом малоазийской городке Лимны. Д. Персидская почиталась в городе Гиерокесария, где ей был посвящен храм и священный участок.