Демы

    Де́мы
  •          (греч. δῆμοι), территориальные подразделения Аттики со времен реформ Клисфена (см. Филы). Для удобства управления Клисфен заменил прежнее разделение страны и народа на 4 филы (эти филы хотя и продолжали существовать, но были лишены всякого политического значения) новой системой, основанием которой послужили издавна существовавшие большие или меньшие поселения — Д. Путем реформ он довел число этих округов до 100 и из каждого десятка их образовал по одной филе. Эти филы не занимали сплошной области, так как Д. одной и той же филы разделялись расположенными между ними Д. другой филы. Цель такого устройства заключалась в том, чтобы отдельные филы не образовывали каждая сама по себе объединенной гражданской общины. Поэтому и собрания фил (агоры) проводились в столице, в Афинах. Число Д. впоследствии увеличилось: ко времени Страбона их было 174. Более поздние исследователи называют от 161 до 199 названий Д. Первоначально это распределение основывалось на недвижимости. Впоследствии, когда имущественные отношения изменились, некоторые владельцы могли иметь земли ив чужом Д. За такие имения платилась подать тому Д., в котором они находилось. Д. получали свои названия как от городков и местечек, так и от имен живших в них родов, напр. Бутады. Однако из этого перехода имени рода на Д. не следует заключать, что каждый происходящий из рода, напр. Бутадов (Этеобутады в отличие от Д.), принадлежал к Д. под тем же названием. Все граждане должны были быть приписаны к какому-нибудь Д., и официально к имени и отчеству лица всегда прибавлялось и обозначение соответствующего Д. На 18-м году жизни имя каждого гражданина вносилось в список Д., а спустя два года — в общий список. Этим он приобретал право принимать участие в народном собрании. Все отдельные члены одного Д. связаны были между собой общими священными обрядами. У них были общинные владения, общинные доходы и расходы; в случае необходимости они должны были делать денежные взносы в государственную казну. Для управления общинными делами у них были свои должностные лица — начальник Д. (демарх) и казначей (тамий). В обязанности демарха входило: созывать общинные собрания и руководить ими, вести при участии собрания упомянутые списки граждан, принимать по согласию собрания новых членов и т. п. Особенно важна была компетентность собрания, в данном случае — вести расследование о таких личностях, которые незаконным образом попали в число полноправных граждан (паренграпты, «тайно приписанные»). В случае возникшего подозрения о существовании подобных лип Д., на основании решения народного собрания, получали предписание проверить свои списки. Находившиеся в списках имена зачитывались вслух, а затем происходила баллотировка (диапсефия) каждого лица, гражданское право которого вызывало сомнение. Тот, против кого высказывалось собрание, вследствие этого приговора выбывал из числа граждан без всяких дальнейших для себя последствий. Если же кто-либо подавал против подобного приговора апелляционную жалобу, его в случае осуждения ожидало лишение свободы, конфискация имущества и продажа в рабство. Речь Демосфена против Эвбулида была написана в защиту одного афинянина, который был исключен из своего Д. вследствие первого и единственного случая одновременно произведенной баллотировки во всех Д.