Демокрит

    Демокрит
  •          (греч. Δημόκριτος) из Абдеры (Фракия), жил между 460—371 гг. до н. э., следовательно, был намного моложе Анаксагора и дожил до времен Сократа. Отец его, по рассказам современников, был очень богат и принимал Ксеркса у себя в доме во время его похода на Грецию. После смерти отца Д. истратил свое значительное наследство на путешествия в Египет и внутренние страны Востока. Сказания о том, что он якобы провел там 80 лет, что сам ослепил себя и т. п., основаны отчасти на явном недоразумении (в греческом обозначении чисел π = 5, π́′ = 80), отчасти на страсти к чудесам. Точно так рассказы о посвящении его в таинства магов основаны лишь на ошибочном толковании слов Геродота. По другому преданию он отправился в Индию, к гимнософистам. Возвратившись в свое отечество, он вскоре, к сожалению своих сограждан, отказался от всякого участия в общественных делах и посвятил себя занятиям философией и естественными науками. Умер в глубокой старости. Д. вместе со своим учителем Левкиппом считался основателем античной атомистики. Во всем мире, по учению Д., распространена божественная субстанция, состоящая из своеобразных мельчайших атомов особого свойства («божественная сущность», «душа Вселенной»). От нее происходят не только отдельные боги, но и души живых существ, которым через дыхание постоянно передаются в виде пищи частицы этой распространенной в воздухе субстанции. Д. признавал только количественное, а не качественное различие между субстанциями. Он отличал восприятие от бытия и разграничивал свойства явлений, представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и утверждал, что существуют только неделимые частицы (атомы) и пустое пространство. Душу он называл шарообразными атомами и старался вникнуть в процесс человеческого сознания, пытаясь объяснить происхождение ощущений. Он объяснял это таким образом: от предметов отделяются как бы тонкие верхние слои и втекают в глаза и в уши. Сами же предметы находятся в вечном движении по пустому пространству, поэтому существует бесчисленное множество миров, различных по величине. В некоторых нет ни солнца, ни луны, в некоторых они больших размеров, чем у нас, а в других их больше по количеству. Расстояния между мирами не одинаковы; одни находятся в состоянии роста, а другие убывают; некоторые миры лишены всех животных, растительности и всякой влаги. Что касается отдельных атомов, то они по качеству однородны, а по форме весьма разнообразны. Движущей причиной сближения атомов нельзя признать сознательное, мыслящее, разумное начало, а лишь слепой случай, всемогущий рок или судьбу (ех his effectum esse caelum atque terram, nulla cogente natura, sed concursu quodam fortuito). С таким материалистическим взглядом, конечно, была несовместима вера во всесохраняющее и всем управляющее провидение. Однако из этого миросозерцания закономерно возникало представление о существовании отдельных образов, произошедших из божественной субстанции, разного рода призраков (идолов), благотворных или вредных (animantes imagines, quae vel prodesse nobis soleant, vel nocere), которые во сне и наяву проникают в нашу душу и при помощи видимых и невидимых проявлений дают знамение о будущем. Целью всякого познания Д. считает спокойствие души (эвдемония, которую он, впрочем, обозначает и другими определениями), однако не то, которое доставляется чувственными удовольствиями, а нравственное, не колеблемое страстями. Отсюда, вероятно, появилось предание, изображающее Д. вечно смеющимся (Геласин), а Гераклита — вечно плачущим. Его многочисленные труды, среди которых особенно часто упоминается сочинение под заглавием «Μικρός διάκοσμος» («Устройство малого»), касались самых разнообразных отраслей знания: этики, физики, естественной истории, математики, техники и музыки. Они были изложены цветистым, живым, почти поэтическим слогом, в то же время не свободным от абдерского диалекта. Хотя эти сочинения во времена Римской империи и были собраны Фрасиллом и разделены на тетралогии, но они утрачены в довольно ранний период и до нас дошли только скудные отрывки.