Деметра

    Деме́тра
  •          (греч. Δημήτηρ, букв, земля-мать), в греч. мифологии дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса. В качестве божественной матери-земли была покровительницей растительного царства и плодородия. Это была милостивая, благодатная богиня, кормилица людей. У Гомера, воспевающего войну, сражения и дальние морские плавания, Д., как и Дионис, упоминается редко и не входит в число олимпийских богов. Он приводит только миф о Д. и Иасионе, по которому они на троекратно вспаханной земле плодоносного острова Крита производят Плутоса (богатство), но Зевс из ревности убивает Иасиона молнией. Ключевой идеей, на которой основан миф и культ Д., является ее отношение к своей дочери Персефоне, похищенной Аидом (см. Прозерпина). Гомер не упоминает об этом мифе, но он знает о происхождении Персефоны от Зевса и Д. В гомеровском же гимне (№ 4 в честь Д., где этот миф рассказывается подробно) Д. ищет похищенную дочь девять дней. На десятый день она узнает от светлозоркого Гелиоса, что она похищена Аидом. Удрученная печалью и исполненная гнева на Зевса, с согласия которого произошло похищение ее дочери, она странствует по земле до тех пор, пока не приходит в образе старухи под именем Део (Deo — ищущая) в Элевсин, в дом Келея, сыш Элевсина. Супруга Келея, Метанейра, поручает ей приглядывать за своим маленьким сыном Демофоонтом. Богиня захотела сделать его бессмертным: с этой целью она смазывала его амброзией и держала ночью в огне. Когда же Метанейра, застав ее за этим занятием, вскрикнула от ужаса, Д. разгневалась и оставила свое намерение. Однако Демофоонт все-таки удостоился вечных почестей за то, что покоился на руках у богини. Д. открыла свою божественную сущность, повелела воздвигнуть себе храм у источника Каллихора и научила людей служить себе. На Олимп, однако, она не являлась и сделала землю неплодородной, пока Зевс не успокоил ее гнев, приказав вызвать Персефону из подземного мира. Две трети года дочь с тех пор может оставаться у своей матери на земле. Прежде чем Д. возвратилась со своей дочерью на Олимп, она научила элевсинских правителей Триптолема, Диокла, Эвмолпа и Келея священным жертвоприношениям и элевсинским таинствам. Элевсин был древнейшим местом почитания Д.: ее чествовали здесь в основном как родоначальницу земледелия, приучившую этим занятием людей к оседлости и учредившую гражданский порядок, брак и мирную жизнь. Поэтому она называется Фесмофорой (законодательницей). О совершавшихся в ее честь элевсинских мистериях см. Элевсинии. Рарийское поле близ Элевсина ежегодно торжественно вспахивалось на память о том, что здесь были посеяны первые хлебные семена. Триптолем. сын Элевсина (или Келея, следовательно, заменивший Демофоонта), имел здесь алтарь и т. н. Триптолемов ток. Он, по преданию, изобрел плуг и по поручению Д. распространил земледелие и соединенную с ним культуру, разъезжая по земле в колеснице, запряженной драконами. И сама Д., странствуя в поисках своей дочери, во многих местах научила людей земледелию. Как богиня земли, она вызывает из почвы растения и особенно хлебные посевы (отсюда эпитеты Анесидора, «воссылающая дары», и Хлоя, «зеленеющая»). Вместе с тем Д. была и подземной богиней (Хтонией), поэтому издревле во многих местах она считалась супругой Посейдона, представителя водной стихии. Служение Д. в древние времена пеласгов (поэтому еще одно ее имя — Пеласгия) было распространено по всей Греции, в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегарах, Коринфе, Пелопоннесе и т. д. Из Мегар и Коринфа культ Д. перенесен был в Сицилию, которая, благодаря плодородной почве, сделалась любимым местопребыванием богини. Здесь в честь Д. и похищенной Аидом ее дочери Персефоны отмечался целый ряд празднеств под названиями Антесфории, Теогамии, Анакалиптерии, Кореи и Фесмофории. Со времени переселения дорийцев, вследствие перевеса дорийского образования, мирный культ Д., не соответствовавший характеру этого героического племени, во многих местах Греции потерял свое значение. Лишь возродившееся влияние ионийского племени постепенно распространило уважение к нему повсюду и вновь перенесло его из Аттики в Пелопоннес в обновленной форме. Д., кроме быков и коров, приносились в жертву преимущественно свиньи — по причине их плодовитости, а также плоды и пчелиные соты. Ей также были посвящены колосья, мак, фруктовые деревья и т. п. Искусство изображало ее наподобие Геры, только с чертами лица более материнскими, мягкими и кроткими, с венком из колосьев на голове, с мистическим факелом и корзиной плодов, или с колосьями и маком в руках. В позднейшие времена ее стали смешивать с Геей и Реей-Кибелой. Римляне отождествляли Деметру с римской богиней Церерой. Д. Амфиктионийская почиталась в святилище около селения Анфелы у Фермопил. Д. Ахейскую особо чтили на Пелопоннесе. Культ Д. Элевсинской существовал, помимо Аттики, еще и в Спарте.