Гнома

    Гно́ма
  •          (греч. γνώμη, лат. sententia, изречение). Гномическая поэзия в своей первобытной силе и свежести является продуктом эллинской жизни. В народе, у которого таким блестящим образом мысль и ее выражение соединялись в одно целое, непременно должно было высоко цениться меткое и содержательное изречение, представляющее совершенную гармонию между содержанием и формой. Ни один из греческих поэтов не чужд такого выражения мыслей, и величайшие из них, напр., Софокл, Пиндар и др., помимо основного творчества, внесли богатый вклад и в гномическую поэзию. Те же, кто специально занимались ею, применяли Г. в виде гномон совета и наставления к практической жизни и формулировали в виде Г. результаты своих многосторонних наблюдений и опытов. Так как в древнейшие времена право и обычаи, закон и наставление еще мало отличались друг от друга, то древнейшие законоположения и обычные права написаны по большей части в виде Г., поэтическая форма которых помогала молодым людям утвердить их в своей памяти. Достоинство всех этих изречений состоит не в особенной мудрости, но в твердом духе, сознающем свои собственные основы не посредством размышления (reflexion), а вследствие внезапного откровения. Если смотреть с этой точки зрения, то становится понятным то удивление, можно сказать, тот радостный испуг, который производили в умах современников изречения вроде: «Познавай себя», «Повинуйся Богу», потому что эти изречения выражали ясно и энергично то, что всякий сознавал в своей душе. Г. также вырезали на столбах в общественных местах, как, напр., на гермах в Афинах. В качестве размера стиха в Г. чаще всего употребляли гекзаметр или дистих. По своему характеру гномическая поэзия составляет часть элегической поэзии (см. Элегия) и стоит рядом с политической поэзией. Наряду с Солоном, Ксенофаном, Архилохом и Мимнермом, бесспорно, выделяется как мастер этого рода поэзии Феогнис. Подобен ему Фокилид, между тем как Эзоп, Симонид и Эвен переходят уже к более сжатой форме эпиграммы, в которой в позднейшее время проявилась еще большая творческая сила, хотя это были произведения более искусства, нежели жизни. С появлением дидактической поэзии Г. была окончательно вытеснена. У римлян тоже существовала гномическая поэзия; сохранился сборник двустиший (disticha) такого рода в 4 книгах под именем Диониса Катона.