Главк

    Главк
  •          (греч. Γλαῦκος), в греч. мифологии:
  •        1. Морской бог, наделенный пророческим даром, имеющий обычно прозвище Понтиос (Морской) и играющий в сказании об аргонавтах почти такую же роль, как Протей в «Одиссее» и Нерей в сказаниях о Геракле. Первоначально Г. был богом моряков и рыбаков в г. Антедоне в Беотии, откуда он и попал как полубог в сказания об аргонавтах. Он был строителем и кормчим корабля «Арго», после битвы аргонавтов с тирренцами стал морским демоном и прорицал Ясону и Менелаю, возвращавшемуся домой после взятия Трои. Жители Антедона рассказывали, что Г. был некогда рыбаком и водолазом, который, бросив однажды полумертвых рыб на какую-то траву и увидав, что они ожили от этого, вкусил этой травы и внезапно почувствовал потребность броситься в море. Так он обрел бессмертие, после чего Океан и Тефия сделали его морским божеством с рыбьим хвостом, синими руками и зеленоватой бородой цвета водорослей. Это было существо, подобное Меликерту. Делос также называли его родиной. Считали, что там он пророчествовал вместе с Нереидами и научил этому искусству Аполлона. Отцом его называют Копея или Полиба, а также Посейдона или Антедона. Известна история о его любви к прекрасной Скилле, которую Кирка из ревности превратила в ужасное морское чудовище.
  •        2. Коринфянин, сын Сизифа и Меропы, произвел с Эвримедой Беллерофонта. Он был растерзан своими взбесившимися конями во время похоронных игр в честь Пелия в Иолке. На Истме Г. считался божеством, пугающим лошадей на бегах (Тараксипп, «пугающий коней»). Он имел близкое отношение к Посейдону, который также называется отцом Беллерофонта и, вероятно, тождественен с упомянутым выше Г. То, что в Беотии было соединено в боге-рыбаке Г., то, по-видимому, было разделено на Истме, так что божественное свойство олицетворялось в Меликерте, а человеческое — в герое Г. Правнуком этого Г. был
  •        3. Г., сын ликийского царя Гипполоха, сына Беллерофонта, один из храбрейших союзников Приама под Троей, гость Диомеда. Он был убит Аяксом (Эантом) в битве за тело Патрокла. Потомки Г. были царями в ионийских городах.
  •        4. Сын критского царя Миноса и Пасифаи. Ребенком, преследуя мышь, Г. упал в сосуд с медом и утонул в нем. Его отец получил от куретов указание, что в его стадах есть корова, которая с четырех до четырех часов становится белой, красной и черной. Тот же, кто придумает самое подходящее к ней сравнение, сможет найти пропавшего ребенка. Когда местные чародеи не смогли дать удовлетворительного ответа, Полиид аргосский или коринфский, прорицатель и жрец Диониса, правнук Мелампа, разрешил загадку, сравнив корову с медленно созревающей куманикой (или тутовой ягодой). Мальчика нашли, и Полиида оставили рядом с трупом для того, чтобы оживить его. К трупу приблизилась змея, но прорицатель убил ее; тогда подползла другая змея и оживила убитую, наложив на нее какую-то траву. Полиид оживил Г. при помощи этой травы и научил его искусству предсказания. Когда же он решил возвратиться в Аргос, то велел Г. плюнуть ему в рот, после чего тот начисто позабыл искусство гадания, так как считалось, что таинственное знание может передаваться и отниматься посредством слюны, касающейся языка. Вместо Полиида иногда называется Асклепий.
  •        5. Замечательный ваятель с острова Хиоса, живший между годами 22 и 45 олимпиад (692—600 гг. до н. э.). Изобрел, по преданию, инкрустацию, или спайку меди и железа, и лучшие способы закаливания и смягчения меди при помощи огня и воды. Одно из его творений Алиатт Лидийский пожертвовал в Дельфы.