Гермес

    Герме́с
  •          (греч. Ἑρμῆς), сын Зевса и Майи, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене (поэтому Киллений). Тотчас после рождения он покинул пеленки и пещеру матери и украл 50 коров из стада богов, которое Аполлон пас в Пиерии. Аполлон узнал вора благодаря своему дару предвидения. Поскольку Г. не желал сознаться, Аполлон увел его на Олимп и представил Зевсу, который приказал ему возвратить коров. Когда же Аполлон услышал, как Г. играет на лире, которую он сделал себе из панциря черепахи, то он за этот инструмент отдал ему своих коров, которых с тех пор тот стал пасти. Также он дал Г. золотой, с тремя ветками, жезл счастья и богатства и отправил его к Фриям. трем крылатым девам, жившим на горе Парнас, чтобы он от них научился пророчеству низшей степени, между тем как он сам оставил за собой высшее прорицание. Зевс сделал его глашатаем богов, в обязанность которого входило провожать мертвых к Гадесу. Гимн Гомера, посвященный Г., рассказывает о том, как Г., аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости приобрел свое достоинство и высокое положение среди олимпийских богов и как он разграничивает круг своей деятельности с интересами Аполлона, с которым у него первоначально было много общих качеств. Ум. ловкость и изворотливость во всех случаях — вот основные черты характера Г. Благодаря этим качествам, он, начиная с Гомера,— глашатай богов, гонец, исполнитель воли Зевса, посланник, приводящий своей ловкостью все к хорошему исходу (Диактор, от глагола διάγω, приводить). Никогда он не бывает, подобно Ириде, только простым вестником. Своей хитростью он освобождает Ареса из оков Алоадов. защищает Одиссея от козней Кирки, провожает Приама в палатку Ахиллеса, убивает Арга. сторожащего Иону (почему, вероятно, и получил название Аргефонт). В качестве посланника Зевса он также предводитель сновидений, вестников Зевса, и податель сна, закрывающий при помощи своего жезла глаза людей и пробуждающий их снова к жизни. Поэтому ему приносили возлияния перед сном. И остальные свойства Г., благодаря которым он близок роду человеческому как бог, приносящий помощь и дарующий счастье и благосостояние, основываются на одном коренном качестве — его ловкости и изворотливой хитрости. Он бог разнообразных изобретений и открытий: лиры и сиринги, букв и чисел, богослужения, оливкового дерева и т.д. Он также бог гимнастики, меткого и умного слова (Логий, facundus) и промышленности, доставляющий богатство путем хитрости и обмана, даже при помощи кражи и ложной клятвы, причем все это исполняется им с особой грацией и изворотливостью. Кроме того, он бог дорог, указывающий путь странникам и дарующий случайные счастливые находки. Мертвых он отводит к Гадесу (Психопомп, Психагог, «проводник мертвых»). Он благотворящий бог, который сохраняет и множит стада, покровитель стад и пастбищ. Уже в догомеровское, пеласгическое время он был богом, приносящим прибыль и благо, имеющим обширный круг действий, приводящим все в порядок и в лад, посредником в жизни природы и человека, и его могущество было велико на небе и на земле. Когда же в благоустроенном небесном царстве на Олимпе Г. должен был подчиниться Зевсу и занять свое место среди остальных олимпийских богов, он лишился своей первоначальной полной власти и должен был довольствоваться положением слуги, подвластного высшему распорядителю и управителю мира. Но и в этом подчиненном положении его деятельность оставалась весьма разнообразной. Древнейшим местом его культа была пеласгийская Аркадия, но с древних времен ему поклонялись по всей Греции. Его изображения и жертвенники стояли на улицах и дорогах, на общественных площадях и при входе в палестры. Эти изображения большей частью были просты — столбы с головой Гермеса, т. н. Гермы, или гермесовы столбы (см. Гермы). В четвертый день месяца ему приносили в жертву благовония, мед, сушеную смокву, пироги, свиней, ягнят, козлят, баранов, язык жертвенных животных. Искусство изображает его в виде здорового, рослого юноши со спокойными чертами лица, свидетельствующими о тонком уме и ласковой доброте, с крыльями на подошвах (alipes) и в плоской дорожной шляпе с широкими полями, к которой впоследствии были добавлены крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл счастья и блага, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел (кадуцей). С ранних времен в том жезле видели жезл глашатая. Г. иногда, хотя и реже, изображается в виде мальчика с кошельком в руке или как в подлинной группе в Берлинском музее,— со связанными руками возле Аполлона (намек на кражу коров). Ему соответствовал римский Меркурий, который первоначально был богом торговли и прибыли. Его имя связано со словами merx (товар) и mercari (торговля). Благодаря этому свойству он был отождествлен с Г., и ему впоследствии были приписаны остальные качества греческого бога. Ему поклонялись в основном купцы, которые отмечали его праздник 15 мая и в этот день приносили ему благовонные воскуривания. В этот день в 495 г. до н. э. ему был посвящен первый храм вблизи Большого цирка (Circus maximus) и учреждена коллегия купцов (mercuriales). За Капенскими воротами, у т. н. Воды Меркурия, находился жертвенник этого бога, где купцы приносили жертвы и окропляли свой товар водой, чтобы сохранить его от вреда и порчи.