Гераклит

    Геракли́т
  •          (греч. Ἡράκλειτος) из Эфеса (ок. 540 — ок. 480 гг. до н. э.), современник Парменида. Происходил из знатного жреческого (или царского) рода, впоследствии удалился от государственных дел, полностью посвятил себя науке и жил в уединении, занимаясь только философией. Про его жизнь известно чрезвычайно мало. Рассказывают, что он отклонил просьбу своих сограждан принять участие в управлении государством и ответил отказом на приглашение Дария Гистаспа приехать в Персию и ознакомить его с греческой философией. Г., по свидетельству древних писателей, написал всего одно сочинение, которое, по некоторым сведениям, имело заглавие «Музы», а по другим — «О природе». Он создал этот труд в храме Артемиды в Эфесе, где он впоследствии и хранился. Г. уже в древности был известен своей загадочностью мыслей, за что назывался Темным. Цицерон неправильно толкует это имя как намек на умышленную невежественность. Оно же, напротив, вытекало из пренебрежения к сочетанию слов и из простоты языка, а главным образом из глубокомысленности его выводов. Поэтому он в Платоне и Гиппократе нашел усердных последователей своей системы. Первооснову мира Г. видел в постоянном движении, течении вещей и, следовательно, выходил за пределы учения элеатов об отвлеченном бытии. Абсолютное он понимает как единство бытия и небытия, суть состоит в перемене, истина и основание всего бытия — происхождение. В этом смысле он говорит, что «все течет» (πάντα ῥεί), ничего не существует и никогда не остается тем же самым. Он сравнивает предметы с течением реки, прибавляя, что нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Единственное, что есть, говорит он у Аристотеля,— это то, что остается; из этого одного все другое преобразовывается. Он, однако, не ограничивался областью логики, но дал своей идее реальное выражение. По причине этого естественно-философского направления Г. иногда причисляется к ионийской школе, от которой он, однако, существенно отличается. Г. говорит: «Время есть первое телесное (вернее, чувственное) существо». Он видит в нем первую форму происхождения: в видимом мире время является самым первым. Но, желая определить процесс времени ближе, физическим образом, Г. считает огонь первоэлементом: это — физическое время, абсолютная изменчивость, абсолютное разрешение существующего, постоянная гибель и исчезновение. Разбирая далее явления этой стихии, он находит, что свойственное ей преобразование определенного есть испарение (анадимиасия). Поэтому Г. и в этом реальном процессе описывает две различные стороны: огонь сгущается влагой и, останавливаясь, превращается в воду. Твердеющая вода превращается в землю; это — дорога вниз. Земля затем снова плавится. Из нее получается влага, а из влаги — испарение моря, из которого затем все возникает. Это дорога вверх. Он называл глаза и уши плохими свидетелями (но считал глаза надежней ушей), а ум (логос) — судьей истины. Опознавание общего признавалось им единственным осознанием истины; причину заблуждения он видел в объединении мышления, зло — в отлучении от общего. Душу он признавал бессмертной, а самую сухую (пламенную) — наилучшей. Он говорил, что Вселенная не сотворена ни богом, ни человеком и есть и остается постоянно живым огнем, воспламеняющимся и потухающим по своей мере. Все происходящее, по его мнению, основано на столкновении противоположностей («Война — отец всех вещей»). Различные предметы и явления при объединении рождают гармонию, подобно звукам, рождающим гармонию в музыке.