Гемма

    Ге́мма
  •          (лат. gemma, греч. λίθος, глазок, почка на виноградной лозе), резной драгоценный или полудрагоценный камень. С глубокой древности было известно искусство гравировки и полировки благородных камней, которые привозили из Индии и Египта в Малую Азию и Грецию. Мастера совершенствовали природную красоту камней, доводя ее до высшей степени законченности. Для отделки брали самые красивые, разноцветные и менее хрупкие камни: агат, аметист, сердолик, яшму и оникс, реже — аквамарин (берилл или скифский смарагд), сапфир (синий бриллиант гиацинт), топаз (хризолит), реже всего алмаз и рубин (красный бриллиант, карбункул). Обработка камня, судя по описаниям древних авторов, мало отличалась от работы современных мастеров. Шлифовальщик обтачивал камень и придавал ему плоскую или выпуклую форму. Затем гранильщик (scalptor или sculptor, cavarius) резал его смазанными наксосским порошком и маслом инструментами, круглыми или острыми и буравообразными, а иногда и алмазным осколком, вставленным в железную оправу. Неизвестно, пользовался ли при этом художник увеличительными стеклами. Чаше всего такие камни носили в оправе перстня. В таком случае гранильщик отдавал их золотых дел мастеру, который вставлял камни в золотую оправу. Изображения были либо врезаны в камень (инталия), либо выдавались над его поверхностью (камея). Они делались или каждое отдельно, или одно за другим, в соединении или рядом (capita jugata, соединенные головы), иногда были обращены друг к другу (adversa) или отвернуты в противоположные стороны (aversa). Инталии обычно служили печатями, а камеи украшениями. Перстень назывался δάκτυλος, anulus, а врезанное изображение, возле которого обычно помещали имя владельца, — σφραγίς. Художники, изготавливавшие Г., назывались дактилиоглифами или анулариями (scalptorcs anulorum). После того как Сулла, Лукулл, Помпей и др. привезли в Рим из Греции и Малой Азии коллекции прекрасных резных камней (дактилиотеки), вскоре появилась большая мода на них. Скавр, пасынок Суллы, сам Помпей, Цезарь и др. собрали коллекции Г., хотя в самом Риме никогда не было выдающихся мастеров по этой части. Таким образом это искусство, перейдя от двора Птолемеев ко двору Августа, для которого работал мастер Диоскорид, в значительной мере утратило чистоту стиля, но зато приобрело неповторимый римский отпечаток. Из всех памятников искусства Г. дошли до нас в наибольшем количестве. Однако большинство их относится к тому периоду, когда высокий стиль искусства начал приходить в упадок. В этом отношении Г. имеют большое сходство с эпиграммами Греческой антологии и могут служить друг другу объяснениями. Первым всеми признанным художником-гранильщиком был Пирготель, единственный имевший право вырезать на камне изображение Александра. Верхом совершенства в этом искусстве является Г., названная камеей Гонзага и принадлежавшая русскому императорскому двору (хранится в Эрмитаже). На ней изображены портреты Птолемея Филадельфа и его сестры и супруги Арсинои (по другой версии — Олимпиады и Александра). Этот оникс, творение неизвестного художника, представляет собой самое прекрасное, нежное и гениальное произведение из всех дошедших до нас Г. В сравнении с ним другая прекрасная венская Г. (камея) является слабым подражанием. Еще одно замечательное произведение — сердолик времен первых императоров — было привезено в Европу неким тамплиером. Эта Г. пропала во Франции, но в конце XVI в. была куплена императором Рудольфом II и с тех пор находится в коллекции древностей в Вене. Не менее прекрасен и драгоценный агат времен Тиберия, находящийся в Париже, который хранился в византийской императорской сокровищнице, а в XIII в. был подарен графом Бальдуином Фландрским королю Людовику Святому. На нем вырезаны 25 фигур, изображающих семейство Августа и побежденные им народы. Эти две Г. — самые крупные из всех известных резных камней. На агатониксе, хранящемся в Брауншвейге, на трех полях вырезано 12 фигур, которые, вероятно, изображают мистерии Диониса и Деметры. Г., принадлежавшая художнику Микеланджело, на которой изображена сцена из сельского быта (сбор винограда), вряд ли относится к древности. Были также Г. астриферы (gemmae astriferae) со знаками рождения и констелляцией планет, которые носили на шее в виде амулета. На приведенных рисунках изображены:
  •          а) Пять греческих героев, совещающихся по поводу похода на Фивы, с этрусскими именами (один из древнейших резных камней — инталия этрусской работы, из берлинской коллекции Г.);
  •          б) Сидящая Исида с младенцем Гором на коленях (см. Гор);
  •          в) Зевс Эгиох;
  •          г) Праздник рождения Диониса, или праздник винограда и выжимания вина;
  •          д) Головы Птолемея Филадельфа и Арсинои.
  •          

    Рис. 1. а — Пять греческих героев, совещающихся по поводу похода на Фивы; б — Сидящая Исида с младенцем Гором на коленях; в — Зевс Эгиох; г — Праздник рождения Диониса, или праздник винограда и выжимания вина.

  •          

    Рис. 2. д — Птолемей Филадельф и Арсиноя.