Геката

    Гека́та
  •          (греч. Ἑκάτη, лат. Hecate), в греч. мифологии богиня мрака, луны, ночных призраков и чародейства. Была дочерью Перса (Персея) и Деметры, Геры или Астерии, по др. версиям мифа — дочь Тартара. От Зевса она получила власть над судьбами земли и моря, а Уран одарил ее великой силой. Гомер еше не упоминает о ней. Г. считается древним божеством, которое в позднейшее время начали повсеместно почитать благодаря орфикам. Им же, вероятно, принадлежит вставка в «Теогонии» Гесиода, где Г. восхваляется как богиня, высоко почитаемая всеми титанами. Она властвует на небесах, на земле и на море, дарует счастье и победу, мудрость в собраниях и судах, успех в плавании и охоте, процветание молодежи и рост поголовья в стадах. Под влиянием орфических учений Г. сделалась мистическим божеством и в этом качестве слилась с подобными божествами — Деметрой, Персефоной и Реей Кибелой. Она отождествляется также с Артемидой Куротрофией (вскармливающей юношей), которая и сама называлась Г. Подобно ей, Г. была богиней луны и властительницей ночи. С Деметрой и Персефоной она связана в одном сомнительном месте гомеровского гимна Деметре. Г. видит похищение Персефоны и ищет ее вместе с Деметрой, служа ей путеводительницей. Таким образом, начиная с сочинений трагиков, она постепенно превратилась в зловещее подземное божество, которое под именем Кратеиды могущественно правит тенями. В качестве призрачной ночной волшебницы Г. властвует над злыми и вредоносными демонами, вызывает души умерших из преисподней и страшит людей призраками. По ночам вместе с духами умерших она носится по перекресткам (отсюда эпитеты Энодия и Триодита, «богиня перекрестков») и около могил (Томбидия, «могильная») в сопровождении стигских псов. Испуганные собаки своим воем и визгом извещают о ее присутствии. Ведьмы, которые ночью разыскивают травы, получившие волшебную силу от ее лунного света и творят свои зловещие заклинания, находятся под ее покровительством и получают от нее сверхъестественную силу. Г. поклонялись как открытым, так и тайным культом, распространенным в основном на Самофраке, Лемносе, Эгине, в Афинах и др. местах. В ее честь в домах, перед домами и на перекрестках воздвигали столбы (гекатаи), перед которыми в конце каждого месяца ставили пищу, съедавшуюся нищими. В жертву Г. приносили собак, черных овец, мёд. Поэты изображают ее страшным чудовищем со змеями вместо волос, со змееобразными ногами и с тремя головами — лошадиной, собачьей и львиной. В изобразительном искусстве она показывается либо с одним лицом, либо с тремя, иногда с тремя головами из-за того, что ее изображения часто помещали на развилках дорог. Ее атрибутами были собаки, змеи, факелы, ключи и кинжалы. Римляне отождествляли ее со своей «богиней трех дорог» Тривией.