XXVII. О лагерном расположении

XXVII. О лагерном расположении[379]

После изложения того, что нам необходимо знать о менсорах, мы должны обратиться к рассказу о лагерном расположении. И прежде всего следует сказать о том, что солдаты, которые выстраиваются в одной иле[380] фаланги, должны всегда располагаться на отдых в одной или двух палатках[381], без нарушения своей принадлежности к первым или вторым местам[382], чтобы совместное питание и совместный отдых способствовали их более тесной взаимной привязанности, а понимание того, что жизнь сообща объединяет их перед лицом смерти, облегчало осознание ими своего места в общем фаланговом устройстве[383].
Ведя совместную жизнь подобного рода, они должны снести все съестные припасы в середину палатки, а копья воткнуть в землю возле своих ног, прислонив к ним щиты, обращенные своей внутренней вогнутой поверхностью в сторону стратиотов, чтобы те после подъема могли без промедления надеть щит на руку. Остальное вооружение должно находиться по левую руку от стратиотов во время их сна. Надевать вооружение следует начиная с ног, после чего нужно надеть наголенники, затем набедренники[384], затем кирасу, затем шлем, после этого подпоясаться мечом[385], прикрепить лук[386] и колчан[387], а последними надеть наплечники[388]. Смысл именно такой последовательности заключается в том, чтобы ни один из ранее надетых элементов вооружения не оказывался препятствием для последующих[389].
Необходимо также в каждой палатке иметь на ночь сторожей, в частности, для пресечения краж, но главным образом для того, чтобы благодаря такой мере можно было быстрее подняться и приготовиться к отражению врагов.

[379] Комментируя содержание данной главы, первые издатели трактата справедливо отмечали (Köchly, Rüstow. Anonymus. S. 321), что лагерное устройство, предусмотренное в трактатах византийской эпохи, является одним из самых ярких показателей тесной преемственности византийского и римского военного искусства: лагерь во времена Анонима, Маврикия и Льва Мудрого мог обладать исключительно лишь количественными, но отнюдь не качественными отличиями от лагеря, описываемого Полибием или Гигином.
[380] Ила (Ιλη) — термин, используемый Анонимом в качестве синонима термина лох (последний, как известно, представлял собой группу солдат, составляющую вертикальный ряд в фаланговом построении — см. примечания 307 и 308). Как следует из содержания главы XV трактата Анонима, командиры лохов, стоящие на первом месте в ряду и потому называемые протостатами, именовались лохагами и илархами.
[381] Для обозначения лагерных палаток в трактате Анонима многократно используется единственный термин — σκηνή. В «Стратегиконе Маврикия» этот термин упомянут лишь единственный раз, причем в самой архаичной главе этого трактата (Strategikon, II В, 22. Р. 474); в остальных случаях используется термин τέντα (τένδα). В трактатах «О боевом сопровождении» и «Об устройстве лагеря» терминология Маврикия не используется ни разу — вновь несколько десятков раз, как и в трактате Анонима, фигурирует термин σκηνή.
[382] Имеется в виду деление всех солдат ряда на протостатов и эпистатов — деление, распространяемое не только на солдат первой и второй шеренги фаланги, но и на все остальные ее шеренги (см. об этом в главе XV анализируемого трактата). В «Стратегиконе Маврикия» рекомендуется рассчитать всех солдат каждого лоха на первый — второй (Stretegikon, XII В, 9. Р. 430); такое деление одного ряда на две группы впоследствии использовалось как при размещении солдат в лагерных палатках (об этом говорит и Аноним), так и при маневрах по изменению глубины фаланги.
[383] Мысль о том, что солдаты, занимающие в боевом строю места рядом друг с другом, должны всегда оказываться и соседями в условиях лагерной стоянки, является общим местом всей военно-научной литературы, посвященной проблемам лагерного устройства, начиная с сочинения Гигина и кончая трактатом «Об устройстве лагеря». Особенно удачной для иллюстрации указанной мысли представляется терминология Маврикия: в своем трактате он около двух десятков раз использует термин контуберния (κοντουβέρνιον) для обозначения группы солдат численностью 10-16 человек, связанных между собою фактом близкого расположения в боевом строю, в маршевой колонне и в условиях лагерной стоянки, где они должны иметь общую палатку и питаться из одного котла; не исключено, что контубернии формировались с учетом дружеских или даже родственных связей между стратиотами — все оттенки смысла данного термина отражены в его латинском эквиваленте сопtubеrnium.
[384] Так переводим термин μηρούς (здесь: винительный падеж множественного числа), связывая его со словом μηρός (бедро).
[385] Единственный раз использован термин ρομφαία, которым у древних авторов обозначался фракийский меч с длинным и широким клинком, использовавшийся и как рубящее, и как колющее оружие. Заметим, кстати, что в трактате Вегеция было вполне профессионально обосновано преимущество колющего удара перед рубящим (Вегеций, I, 12. С. 238).
[386] Первый случай упоминания в трактате основного стрелкового оружия византийского солдата. Обычно лук изготовлялся из рога и составлялся из двух частей; для натяжения составного лука требовалось в три раза меньше усилий, чем для натяжения простого (соответственно 20 и 60кг — см. об этом: Атанасое Щ.,Дуйчев Ив., Ангелов Д., Цанкова-Пешкова Г., Христов Д., Чолпанов Б. Българското военно изкуство през феодализма. София, 1958. С. 63). Согласно расчетам Э. Шильбаха (Schiibach. Metrologie. S. 42 со ссылками на источники и литературу), максимальная дальность полета стрелы исчислялась 328, 84 м (речь идет, вероятно, о расстоянии, покрываемом стрелой на ее полном излете при движении по самой оптимальной траектории — под углом в 45 градусов). Что касается убойной силы стрелы, то она сохранялась на расстоянии до 133 м — к такому выводу в свое время пришел Ф. Оссарес на основании данных «Стратегикона Маврикия» (см.: Aussaresses F. L'armée byzantine à la fin du Vl-e siècle d'après le Strategicon de l'empereur Maurice. Bordeaux; Paris, 1909. P. 52, n. 4); выводы Φ. Occapeca подтверждаются современными исследованиями (см., например: Bivar А.D.H. Cavalry Equipment and Tactics on the Euphrater Frontier / / DOP. 1972.26. P. 283). По свидетельству Прокопия, лучники армии Юстиниана намного превосходили искусством стрельбы своих предшественников эпохи Гомера. «Нынешние лучники, — пишет Прокопий в «Войне с персами» (1,12-16), —...прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них, так и преследующего их неприятеля. Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара» (Прокопий. Указ. издание. С. 8). Об исключительном внимании, которое обращалось на подготовку лучников, свидетельствуют заключительные главы трактата Анонима.
[387] Единственный раз в трактате использован термин φαρέτρα. В «Стратегиконе Маврикия» этот термин не встречается — Маврикию известен термин τοξοφάρετρον (Strategicon, 1,2. P. 78; XII В, 5; 20. P. 422,458), под которым следует понимать комплект вооружения, включающий налучие, способное вместить натянутый лук, и колчан, достаточный для помещения в нем 30-40 стрел. Как было в свое время замечено Ф. Оссарессом (Aussaresses F. Op. cit. P. 52), токсофаретра являлась символом военной службы: выражение «носить токсофаретру» было равнозначно нынешнему «носить ружье». В трактатах конца X в. («О боевом сопровождении», «Об устройстве лагеря») термины φαρέτρα и τοξοφάρετρον не встречаются ни разу.
[388] Так переводим использованный единственный раз термин βραχίονας (здесь: винительный падеж множественного числа) — именно в этом смысле понимает его и Дж. Дэннис (Dennis. Anonymus. P. 87). В «Стратегиконе Маврикия» этот термин не встречается.
[389] Насколько нам известно, инструкция Анонима, касающаяся последовательности надевания на себя отдельных элементов вооружения и снаряжения, равно как и обоснование им именно такой ее последовательности, не имеют соответствий в других памятниках военно-научной литературы.