XXIII. Об общем повороте

XXIII. Об общем повороте

Древние определяли общий поворот следующим образом: общий поворот предполагает, что все подразделения войска сомкнуты по шеренгам и рядам, и мы осуществляем поворот всего войска, представляющего как бы единый человеческий организм, "к копью" или "к щиту". Общий поворот отличается от индивидуального поворота тем, что последний производится каждым солдатом в отдельности, тогда как при общем повороте фаланга движется как единое целое. Эта движение осуществляется теми же самыми способами, которые были изложены относительно индивидуальных поворотов, а потому существуют точно такие же обороты, о которых мы рассказали при характеристике индивидуальных поворотов.
Движение, противоположное каждому общему повороту, называется возвратным движением: в самом деле, возвратное движение вновь приводит войско после общего поворота в исходное положение. Два непрерывных общих поворота называются общим оборотом; три непрерывных общих поворота - полуторным общим оборотом. Если мы воспользуемся терминологией древних, то полуторные общие обороты представляют собой движения тагмы[370], состоящие из трех последовательных общих поворотов, которые называются движением слева направо, если движение осуществляется "к копью", и движением справа налево, если движение осуществляется "к щиту". Движение, состоящее из четырех непрерывных общих поворотов, называется возвращением в исходное положение. Движение, противоположное каждому общему повороту, называется возвратным движением.

[370] Термину тагма, трижды встречающемуся в трактате (один раз в данной главе и дважды в главе XXVI), Аноним не придает значение технического термина и употребляет в самом общем смысле — как боевое подразделение вообще. В «Стратегиконе Маврикия» термином тагма обозначается кавалерийское подразделение, аналогичное арифму или банде; максимум численности тагмы определяется в 300-400 человек (Strategikon, I, 4. Р. 88). О дальнейшей эволюции термина тагма в последующей полемологической традиции с указанием источников и литературы см. в издании: Кучма. Два трактата. С. 320.