IX. О фрурионах

IX. О фрурионах

Фрурионы используются, во-первых, для наблюдения за подходом врагов, во-вторых, для приема вражеских перебежчиков, в-третьих, для того, чтобы дать укрытие нашим беженцам, в-четвертых, для того, чтобы, сосредоточившись там, нам самим вторгнуться в пограничные владения врагов, причем не столько с целью грабежа, сколько для выяснения того, что врагами уже сделано и что они против нас замышляют.
Фрурионы необходимо сооружать вблизи границ и не отодвигать далеко от маршрутов движения врагов, так чтобы ни один такой маршрут не остался без внимания тех, кто будет размещен во фрурионах. Фрурионы не следует сооружать очень близко к открытым пространствам, иначе враги, используя преимущества открытой местности, возьмут под контроль как ближайшие, так и отдаленные подходы и не позволят никому из наших людей ни войти во фрурион, если такая необходимость возникнет, ни снова при желании выйти оттуда.
Фрурионы должны быть обеспечены искусственными средствами защиты не менее, чем естественными. Не следует сосредоточивать в них богатства и собирать много людей, чтобы не вынуждать врагов задерживаться возле них на длительное время. В противном случае это затруднит сбор наших боевых сил для войны, а им, подготовившимся заранее, облегчит вторжение.
Командиры гарнизонов, которым вверена в полном объеме забота о фрурионе, наряду с другими качествами, подобающими военачальникам, должны быть известны своим благочестием[261]. Солдатам, размещенным во фрурионе, не следует иметь с собой жен и детей, но большая часть их родных должна находиться в других епархиях[262], чтобы из-за привязанности к ним солдаты не переметнулись к врагам или каким-то другим способом покинули фрурионы[263]. Солдатам не следует оставаться здесь постоянно, но через определенное время сменяться - одним возвращаться домой, другим же из своих домов являться во фрурионы. Впрочем, если фрурионы укреплены максимально прочно, так что их невозможно осаждать никаким способом, а снабжение их продовольствием с нашей стороны может осуществляться беспрепятственно, то ничто не мешает солдатам проводить там свою жизнь вместе со своими семьями.
Не следует размещать во фрурионе и доверять его защиту тем, которые ранее были взяты врагами в плен, или тем, среди родственников которых есть пленные, а также тем, которые в свое время были задержаны и осуждены по какому-нибудь иному обвинению[264]. Из всех остальных ресурсов особенно важно обеспечить фрурионы водой и продовольствием, которых хватило бы на время вражеской осады[265].

[261] Критерий благочестия (ευσέβεια), прилагаемый к командирам гарнизонов укрепленных фортов, появляется достаточно неожиданно и вызывает определенное недоумение. Как мы видели ранее, этот критерий не прилагался не только ни к одному из высокопоставленных светских архонтов «гражданского» профиля, но даже и к высшим архонтам военного ведомства — стратигам (для сравнения укажем, что в «Стратегиконе Маврикия» именно благочестие считается первейшим качеством стратига — см. об этом: Strategicon, Рг. Р. 70). В дальнейшем изложении Аноним выдвинет критерий благочестия к представителям еще всего лишь одной службы — к послам (см. главу XLIII). Вопрос о том, почему в представлении Анонима только эти две столь различные категории архонтов из всей остальной массы военных и гражданских должностных лиц должны соответствовать вышеназванному критерию, остается неясным.
[262] Как следует из контекста, термин епархия (επαρχία) употреблен здесь не в позднейшем конфессионально-территориальном, а в изначальном прямом смысле (область, провинция).
[263] Данную мысль Анонима следует, по нашему мнению, увязывать с его соображениями, высказанными в главе VII (см. примечание 256).
[264] Интересно отметить, что аналогичный критерий был сформулирован Анонимом еще один раз в дальнейшем изложении, в главе XLIII — он приложен к послам, отправляемым с соответствующей миссией за границу.
[265] Данная рекомендация Анонима соотносится с его установками, сформулированными в главе VI (см. об этом примечание 253).