Вотивное приношение

    Воти́вное приноше́ние
  •          во́та (лат. votivus, торжественно обещанный), просьбы об удаче предприятия, соединенные с обещанием в случае исполнения просьбы принести божеству жертву или приношение. Обещанные предметы обычно изображались вместе с надписью на бумаге или на восковых табличках, которые запечатывали и прикрепляли к коленям божества (tabellae pictae). Слуга при храме снимал это послание и вскрывал его в определенное время. При внезапной опасности (в сражениях, при кораблекрушениях и т. п.) достаточно было простого обещания. Если просьба была услышана, то обряд необходимо было исполнить с величайшей добросовестностью. Обещанные предметы жрец торжественно посвящал и отдавал в собственность божеству; они подвешивались на стене или на колонне храма. В. п. было публичным (publica) или приватным (privata). При публичном В. п. высшие должностные лица при вступлении в должность, цензор при очистительном жертвоприношении (lustri) после окончания ценза, консул при отправлении в провинцию давали на Капитолии обеты для блага государства. В провинциях эти обеты давались в каком-либо храме, в лагере на принциттии (см. Военный лагерь). Формулу обета произносил понтифик. При публичных В. п. богам традиционно посвящались торжественные жертвоприношения, часть военной добычи, храмы, игры и т. д. (см. Квинквенналии). Под конец Республики публичные В. п. стали даваться за заслуженных мужей, благо которых было тесно связано с благом государства, например, за Помпея во время его тяжкой болезни, за Цезаря, за здоровье которого ежегодно давались обеты на Капитолии. Впоследствии такие В. п. делались для всех императоров или ежегодно 3 января, или через каждые 5 или 10 лет. В. п. назывались подарки (strenае), которые подносили императору 3 января, а этот день назывался «вота». В годовщину вступления на престол императора, в день его рождения, при важных предприятиях, путешествиях, походах и т. д., а также при чрезвычайных событиях в императорском доме обеты давали как государство, так и отдельные личности. В. частную (Vota privata) давали при самых различных обстоятельствах: при родах — Лунине, при бесплодии — Юноне, в день рождения — Гению, при путешествиях — ларам-хранителям дорог (Laribus vialibus) или Фортуне Возвращающей (Fortunae Reduci), при болезнях — Диоскурам и особенно Эскулапу. Весьма часто на вотивной таблице (tabulae votivae) изображались больные части тела: отчасти, чтобы вымолить их выздоровление, отчасти, чтобы отблагодарить за ниспосланное здоровье. В случае опасности на море моряки приносили обеты морским божествам (Диоскурам, Нептуну, Венере Морской), посвящая им, например, причалы, якорь, руль, весь корабль. Потерпевшие кораблекрушение преподносили божеству изображавшие его картины в храмах Нептуна и Изиды; там же они вывешивали свои одежды.