VIII. О сигнальных огнях и о том, как следует их применять

VIII. О сигнальных огнях и о том, как следует их применять

Необходимо, чтобы сигнальные огни были видны караульным постам, расположенным в глубине территории страны, так чтобы через них и другие посты могли на большом удалении получать сигналы, подаваемые пламенем или дымом. Те, кому поручена забота о сигнальных огнях, должны обладать теми же качествами, которые свойственны караульным, в особенности мужеством, чтобы они в страхе перед/брагами не оставляли свои посты, обращаясь в преждевременное бегство, но сообщали о подходе врагов с помощью огня или дыма. Им необходимо заранее заготовить хворост, тростник, ветки деревьев, сухую траву, а кремень[257] им следует носить с собой. Особенно сильное пламя и густой, поднимающийся вверх дым образуются тогда, когда в огонь будет брошена пакля[258].
Если пока еще неясно, чье именно движение произошло - либо диких животных, либо беженцев, либо врагов - сигнальные огни следует разжечь дважды. Когда же достоверно обнаружится, что это именно враги и что они изготовились к нападению, огни следует разжечь три или четыре раза, или даже еще больше, если враги в большом количестве. Возможно - и об этом рассказано некоторыми из древних[259] - сообщать не только о самом факте появления врагов, но и об их численности в тысячах, разжигая столько огней, сколько тысяч врагов предполагается в наличии[260].
Следует иметь в виду, что зачастую враги днем показываются, а ночью возвращаются назад и несколько дней сохраняют спокойствие, и это они могут проделывать неоднократно. Огни, разжигаемые при каждом появлении врагов, будут заставлять наших поселян спасаться бегством. А те из них, которые станут игнорировать огни, поскольку, дескать, их обманывают, будут оставаться дома. И когда они совершенно успокоятся, враги, выступив в очередной раз, смогут их захватить. Вот почему, подав один или два световых сигнала при первом появлении врагов или его отдельных подразделений, некоторое время следует выждать; население должно приготовиться к бегству, но пока не покидать своих домов. Когда же враги покажутся в большом количестве, число сигналов должно быть удвоено или увеличено многократно - ночью в виде огней, днем в виде клубов дыма; при этом необходимо, чтобы население понимало, что означают эти сигналы. Поэтому следует установить общие для всех сигналы, известные и тем, кто передает сообщение, и тем, кому предстоит спасаться бегством.

[257] В данном случае использовано выражение: λίθον πυρίτην
[258] Так переводим использованный здесь термин στύππη, произведенный от лат. stuppa. Первые издатели трактата (Köchly, Rüstow. Anonymys. S. 62) понимают этот термин как «горючая соль». Дж. Дэннис (Dennis. Anonymus. P. 27) переводит его словом hemp.
[259] Древние — обычное словоупотребление военных писателей (как более ранних, чем Аноним, так и более поздних) для обозначения своих предшественников либо по профессии (военачальников, при этом обычно высокого ранга), либо по жанру (военных теоретиков, создателей полемологических руководств). К настоящему времени уже твердо установлено, что термин древние не обязательно должен соотноситься с адресатами античного времени: под этим наименованием могут проходить персонажи, чья деятельность протекала в весьма недалеком прошлом, отделенным от упоминающего их последователя иногда всего лишь рамками полустолетия (см., например: Литаврин. Кекавмен. С. 357). Возвращаясь к анализируемому нами трактату, следует отметить, что комментируемый пассаж является первым свидетельством Анонима об использовании им неких военно-научных сочинений, авторов которых он предпочитает не называть по имени. См. также примечания 267, 291, 366.
[260] Применение сигнальных огней было известно в греческой истории с глубокой древности. Существует предположение (впрочем, разделяемое далеко не всеми), что греки заимствовали эту систему у персов. Самое первое упоминание сигнальных огней содержится в сообщении Геродота о сражении при Артемисии 480 г. до н. э. (см.: Геродот. История, VII, 183. С. 464). В описании Полиэна один из эпизодов применения сигнальных огней относится ко времени Пелопонесской войны (см. Полиэн. Стратегемы, VI, 2, 1. С. 210), другой — ко времени Ификрата (Там же, III, 9, 55. С. 133). По свидетельству Полибия, значительный вклад в развитие системы сигнальной информации был внесен Энеем Тактиком, современником Ксенофонта; в результате дальнейших усовершенствований появилась возможность передачи сообщений с помощью заранее согласованной системы шифровки букв алфавита. Один из таких способов, предусматривающий различное количество горящих факелов и определенную систему их чередования, был изобретен, по сообщению того же Полибия, инженерами Клеоксеном и Демоклитом. Коренным недостатком такого метода была слишком большая медленность его использования: так, по подсчетам Г. Дильса, фраза из 30 букв не могла быть передана быстрее чем за полчаса. Практическое применение алфавитного способа использования сигнальных огней не подтверждается в источниках (см. об этом: Эллинистическая техника... Издание указано в примечании 135. С. 317-318). О способах передачи сигналов с помощью огней см. специальное исследование: Pattenden P. The Byzantine Early Warning System / / Byzantion. 1983. 53. В трактатах конца X в. система сигнальных огней больше не упоминается: авторами этих сочинений отдается явное предпочтение изустным способам передачи информации как более надежным по сравнению со всеми остальными (см. об этом: Кучма. Два трактата. С. 78-79).