Виктор

    Ви́ктор
  •          (лат. Victor, победитель).
  •     I. Прозвище богов:
  •        1. Юпитера.
  •        2. Геркулеса. Геркулес В. имел в Риме два храма: старый на Бычьем форуме, новый у Тригеминских ворот.
  •        3. Марса, имевшего один храм на Капитолии, другой на форуме Августа.
  •     II. Имя:
  •        1. Г. Юлий В., ритор, живший в IV в. н. э., автор небольшого сочинения «Ars rhetorica Hermagorae, Ciceronis etc.» («Искусство риторики Гермагора, Цицерона и др.»). В. очень часто дословно повторяет Квинтилиана и поэтому важен для толкования последнего.
  •        2. Г. Аврелий В., римский историк, живший во 2-й половине IV в. при императорах Констанции и Юлиане. О его родине ничего не известно; вероятно, он происходил из Америи, где родился в деревне у бедных и необразованных родителей. Своим возвышением В. был обязан Юлиану, который назначил его наместником Паннонии и воздвиг ему медную статую, и Феодосию, сделавшему его городским префектом Рима. Существующие под его именем сочинения не могут принадлежать одному и тому же писателю вследствие различий в обработке и изложении. Сочинение «О древних римских родах» («De origine gentis Romanae»), наполненное множеством выдумок о древних сочинениях и цитатах, многие критики относили к XV в., но как содержание самого труда, так и существование рукописей, написанных до XV в., побудило других исследователей отнести его к V—VI в., т. е. ко временам Фульгенция. Ок. 360 г. датируется написанная В. история императоров от Августа до Константина II, известная как «Книга о Цезарях», где простым, лаконичным слогом излагается история императоров. Эта книга входила в состав «Краткого извлечения о Цезарях» («Epitome de Caesaribus»), доводившего повествование до 395 г., и была очень популярна в школах. «Извлечение» ошибочно приписывалось В.
  •        3. В. I, римский епископ в 189—199 гг. н. э. Происходил из процветавшей провинции Проконсульская Африка, добивался консолидации христианской общины Рима и укрепления авторитета епископа. Опирался в своем церковном строительстве на принцип апостольского наследования. Поощрял епископа лугудунского Иринея к составлению именного списка всех римских епископов. Во времена В. I на церковных собраниях латинский язык стал постепенно вытеснять греческий. Правление В. определило прагматическую направленность римского христианства в противовес интересу к философским спекуляциям восточных церквей. Вмешательство В. I в решение доктринальных вопросов было незначительным и случайным. Больше внимания он уделял поддержанию строгой внутренней дисциплины и расширению влияния христианства среди высших слоев столичного общества. Римская церковь уже тогда была настолько богата, что даже на Востоке высоко оценили щедрость, с которой она помогала более бедным общинам. В. предложил установить во всех христианских общинах единую дату празднования Пасхи, которая выпадала на седьмой день недели (следующий после иудейской Пасхи), а не вместе с иудеями 14 числа весеннего месяца нисана, независимо от дня недели. В. пригрозил отлучением тем церквям, которые не придерживаюсь принятого в Риме календаря. Это вызвало всеобщее недовольство на Востоке. В. осудил также сторонников монтанизма и некоторые взгляды, ставящие под сомнение божественный характер личности Иисуса (адопцианизм).
  •        4. В. из г. Вита в Африке (ок. 425—485 гг. н. э.), епископ родного города во второй половине V в., автор истории церкви при вандальских королях Гейзерихе и Хунерихе (428—484 гг. н. э.).