Ветры

    Ве́тры
  •          (лат. venti).
  •     I. В., подразделявшиеся на морские и береговые (тропаи, альтаны и апогеи), по своей силе делились на обыкновенные В., бури и ураганы. Последние имели различные названия: «экнефии» (ἐκνεφίαι), которые при столкновении В. вырывались как бы из облаков; «катайг» (καταιγίς) или «скептос» (σκηπτός) — внезапно появившийся вихрь; «лайлапс» (λαίλαψ), сильный, порывистый В. с дождем и густыми облаками; «тифон», «турбо», сильно крутящийся разрушительный вихрь; «престер» («огненный вихрь») — горячий вихрь и вообще любой сильный В., а также поднятый вихрем смерч, который тоже наз. «сифон» (труба) и «тифон», у римлян — «колонна», «тифон». В., дующие в определенное время года, назывались Этесиями (Ἐτησίαι, от ἔτος, «год»). Кроме этого общего названия, словом «этесии» особо обозначали северо-восточные В., дующие ежегодно в течение нескольких недель после восхода Сириуса. Эти же В., дующие за 8 дней до восхода Сириуса, назывались продромами (prodromi). Важнейшими из В. (cardinales, principales), получивших название от частей света, с которых они дуют, считались те, которые приходили с одной из четырех главных сторон света. Они называются:
  •        1. Нот (Notus) (от Νότος, «влажный») или Австр (Auster), южный В., порывистый, часто приносящий грекам туманы, сырость и дождь. Он появляется обычно в начале лета и считается вредным для здоровья (rabies Noti — бушующий Нот).
  •        2. Борей (Βορέας — «бушующий», Ἀπαρκτίας — «мчащийся с севера», Septentrio), холодный северный В., приносящий ясную погоду и здоровый для Европы и Малой Азии. Африке он приносит облака и дождь. На указателях В. позднейших времен Борей означает, собственно, не северный ветер, а северо-восточный, точно так же, как Эвр — юго-восточный. Впрочем, поэты, и вообще, те, для кого не имело важности точное определение, сохраняли первоначальное значение этих названий.
  •        3. Зефир (Ζέφυρος, мрачный, Favonius), западный ветер, обычно приносящий грекам бурю и дождь, а западным странам теплую погоду. Он начинает дуть весной, когда моряк снова решается выйти в открытое море, и господствует особенно во время летнего солнцестояния.
  •        4. Эвр (Εὖρος, утренний В., Vultumus), первоначально восточный В., позже юго-восточный и в этом значении переименованный в Эвронот (Εὐρόνοτος). Сильнее всего он дует во время зимнего солнцестояния и, как правило, сух, но иногда бывает влажен. Гомеру известны только эти четыре главных ветра. Обычно он соединяет Борей с Зефиром и Нот с Эвром. Зефир и Борей имеют у него общие эпитеты, но ни один эпитет Эвра или Нота не придается никакому другому В. У Гесиода упоминаются эти же четыре основных ветра, но Эвр он называет Аргестом, «ясным и светлым», потому что он появляется с ясного востока. Позже этот простейший указатель В. расширили, вставив (еще до Геродота) между 4 главными В. 4 второстепенных, потом увеличили их число до 12 В. и, наконец, до 24. Поскольку разделение на 12 В. было для обыденной жизни слишком подробным и точным, чаще всего различали только 8 В. Таким образом, к упомянутым 4 главным В. прибавились:
  •        5. Апелиот (Ἀπηλιώτης, Solanus, Subsolanus), который считался исключительно восточным В. и таким образом заменил Эвр, который превратился в юго-восточный В.
  •        6. Аквилон (Aquilo), северо-восточный В., часто дующий в Италии и Греции. Аквилоном назывался и северный ветер.
  •        7. Африк (Africus, Λίψ), юго-западный В., см. Африк.
  •        8. Аргест (Ἀργέστης), прохладный и сухой северозападный В. (Corns, Caurus). Он назывался также «скирон», «олимпий» и «ярикс», потому что дул от Япигского Салентинского мыса на Эпир, в противоположность онхесмиту, дувшему от Эпира. При разделении на 12 В. между каждыми двумя главными В. вставляли по два второстепенных. Таким образом в розу В. были помещены:
  •        9. Месес (Μέσης), с.-с.-восточный В., между бореем и кэкием.
  •        10. Фойникий (Φοινικιάς), ю.-юго-восточный, между нотом и эвром.
  •        11. Фраский (Φρασκίας), с.-с.-западный, между бореем и аргестом.
  •        12. Либофойникс, или либонот (Λιβοφοίνιξ, Λιβόνοτος), ю.-юго-западный, между липсом и нотом.
  •          Поскольку при таком распределении весь горизонт делился на 12 равных частей, то аргест, кэкий, эвр и липс были перемещены, и первый стал означать з,-с.-западный В.; второй в.-с.-восточный; третий в.-юго-восточный; четвертый з.-юго-западный. О причине возникновения В. древние философы высказывали разные мнения. Их происхождение объясняли влиянием Солнца и Луны на земную атмосферу, разложением или разрежением воздуха, противоположным друг другу движением землеобразных и огненных материй, взаимным давлением и напором атомов, беспрерывным движением Вселенной и т.д.
  •     II. Древние считали В. божественными существами, но принимали их, подобно прочим обоготворяемым силам природы, то за естественные явления, то за живые существа. В«Илиаде» Гомера они появляются в виде воплощенных существ. Ахилл молится В., приносит возлияния и обещает им жертвы. Ирида относит его просьбы к В., которых застает за пиром в жилище Зефира во Фракии. (О боге В. Эоле см. Эол.) Гесиод утверждает, что благородные В., т. е. четыре упомянутых главных, происходят от Астрея (звездоносца) и Эос, при появлении которой вместе с исчезновением звезд начинается и дуновение В., а гибельные В. родились от Тифоэя, который сам означает бушующий вихрь и бурю. В. почитались в некоторых местностях Греции. Близ Сикиона в их честь был воздвигнут жертвенник, на котором раз в год ночью жрец приносил им жертвы. Дельфийцы приносили жертвы В. в священном округе Фийи (Бушующей). В Афинах сохранилась построенная Андроником на площади башня В. (см. Аттика). На верхней части ее стен в виде барельефов изображены главные 8 В., а на вершине крыши флюгер показывает направление В. Борей почитался в Мегалополе, а со времен Ксеркса имел жертвенник и в Аттике у Илисса. По преданию, он однажды похитил дочь афинского царя Эрехтея, Орифию, и унес ее во Фракию, где она родила ему Зета, Калаиса и Клеопатру, жену Финея. При приближении Ксеркса афиняне получили предсказание, по которому они должны были призвать на помощь своего деверя. Тогда они принесли Борею жертвы и умоляли его помочь им. Когда же бушующий бог оказал им услугу, разбив варварские корабли при Селийском мысе (в фессалийской области Магнесии), они воздвигли ему упомянутый жертвенник. Зефир тоже имел в Аттике жертвенник у священной дороги в Элевсин. Поскольку он приносит дождь и способствует росту растений, то ему была дана в жены Хлорида (цветущая), от которой родился Карп (плод). О его любви к Иакинфу см. Гиацинт. Самые быстрые кони считались детьми Борея или Зефира. О других В. отдельных мифов не существует. Скифы и персы тоже поклонялись В., но особенно почитали их римляне вследствие их значения для земледелия и мореплавания. Tempestatibus (лат. гроза, бич), обозначавшему опасные морские бури, начальники флота перед отъездом приносили в жертву черных ягнят. Л. Корнелий Сципион, в 259 г. до н. э. с трудом спасшийся во время бури около Корсики, воздвиг в Риме святилище В. перед Капенскими воротами. В., согласно их свойствам, обычно изображались с крыльями на голове и плечах, с открытым ртом и раздутыми щеками. Самым красивым и привлекательным изображался Зефир.
  •          

    1. Нот; 2. Борей; 3. Зефир; 4. Эвр. С античного изображения.