Вергилий

    Верги́лий
  •          (лат. Vergilius), римское родовое имя.
  •        1. М. В., народный трибун в 87 г. до н. э., привлекший к суду Корнелия Суллу.
  •        2. Г. В., в 61 г. в качестве пропретора управлял Сицилией и оставался там до 58 г., когда Цицерон должен был удалиться в изгнание. В 46 г. он храбро сражался против Цезаря в Африке, защищая г. Тапс.
  •        3. П. В. Марон, знаменитый римский поэт. Родился 15 октября 70 г. до н. э. в деревне Анды близ Мантуи, где у его отца было небольшое имение. Начальное воспитание В. получил в соседней Кремоне. Затем, достигнув 16-летнего возраста и надев по римскому обычаю мужскую тогу, он отправился в школу в Медиолан, потом уехал в Неаполь, где был учеником греческого поэта и грамматика Парфения, и, наконец, в Рим, где слушал эпикурейского философа Сирона. Из Рима В. возвратился на родину и в уединении сельской жизни изучал греческих поэтов. Здесь он познакомился и подружился с оратором, историком и поэтом Азинием Поллионом, который чрезвычайно интересовался литературой и в то время в качестве легата Антония управлял Транспаданской Галлией. Однако вскоре военные события нарушили спокойную жизнь В. Октавиан после сражения при Филиппах пожелал наделить своих ветеранов землями в Италии; в числе городов, окрестности которых предназначались для этой цели, была и Кремона. Поскольку солдаты часто своевольно захватывали и соседние области, родине В. тоже угрожала серьезная опасность. Особенно она возросла в то время, когда Азиний Поллион должен был отправиться сначала на Перузийскую войну, а потом в походы в Иллирию, и место его занял Алфен Вар. Два раза В. ездил в Рим и с большим трудом при содействии Мецената заручился обещанием Октавиана в том, что ему оставят имение, или же в случае его потери он будет вознагражден поместьем в Кампании. Эти обстоятельства привлекли к молодому поэту внимание влиятельнейших лиц и способствовали его знакомству с ними. К этому времени помимо первых его поэтических опытов, которые не дошли до нас, относятся 10 «Эклоп» или «Буколик». В них В. по образцу идиллий Феокрита описывает жизнь сицилийских и италийских пастухов. Вымышленным описаниям, далеко уступающим своим греческим образцам в правде и естественности, он придал особенную привлекательность тем, что под видом пастушеской жизни изобразил лица и события своего времени. Стихотворения эти принесли ему известность. С этих пор В. проживал то в Риме, то в Неаполе, мягкий климат которого он особенно ценил вследствие своего слабого здоровья. Здесь он окончил свое второе, самое отшлифованное произведение «Георгики». Это дидактическое стихотворение разделено на 4 книги по главным отраслям сельского хозяйства Италии: земледелию, садоводству, скотоводству и пчеловодству,— и содержит наставления о каждой из этих отраслей в отдельной книге. Сам по себе сухой материал, часто служивший в древности предметом поэтической обработки (В. называет своим предшественником Гесиода, хотя не подражает ему в частностях), изложен в них с большим искусством, так как поэт, при тонком понимании природы,воспитанном под влиянием греческой философии, с большой любовью к предмету сумел слить отдельные наставления в наглядные картины и оживить удачно вставленными эпизодами. Выбрать тему, которой до него не касался ни один из римских поэтов, В. побудила, помимо личной привязанности к сельской жизни, и патриотическая цель — пробудить в римлянах любовь к земледелию, угасшую вследствие многолетних войн и бывшую, по его мнению, крепкой опорой древнеримской жизни. Семь лет (с 37 по 30 г.) он работал над этим произведением. После издания «Георгик» он взялся за свой последний и величайший труд, «Энеиду», о создании которой давно мечтал. Проработав над ним 11 лет, он в целом завершил свое произведение, но смерть помешала ему придать «Энеиде» законченность и отделку. В 19 г. до н. э. он предпринял путешествие в Грецию, но вследствие продолжительной болезни в том же году по просьбе Августа возвратился вместе с ним в Италию. 22 сентября 19 г. В. умер в г. Брундизии и был похоронен близ Неаполя. Оставшиеся незаконченными стихотворения после смерти поэта издали его друзья Варий и Тукка. Они не позволили себе никаких дополнении или изменений в написанном, вследствие чего в «Энеиде» встречается несколько неполных стихов, которые В., вероятно, устранил бы при последней обработке. Своими замечательными поэтическими трудами и благородным характером В. приобрел всеобщую любовь и уважение. Он был дружен почти со всеми современными поэтами, поставившими себе целью развитие римской поэзии по правилам греческого искусства, и считался одним из самых выдающихся членов кружка образованнейших мужей, сгруппировавшихся вокруг щедрого покровителя этого направления, Мецената. Нападки сторонников старой школы, среди которых В. называет Бавия, Мевия и Анзера, не могли затмить его популярность. Поэтическая слава В. основывалась главным образом на «Энеиде», хотя в художественном смысле она значительно уступает «Георгикам». Большую часть неимоверного успеха, который имела эта столь долгожданная поэма среди современников, следует приписать удачному выбору сюжета. Описывая судьбу Энея, В. изображал не только начало римского народа, но и происхождение рода Юлиев, родоначальником которого считался сын Энея, Асканий или Юл, и который в то время достиг в лице Августа высочайших почестей. Вместе с тем он представляет своего героя идеалом истинного римлянина: безгранично храбрым и усердным почитателем богов. Подражание Гомеру замечается как во многих отдельных местах, так и в общем плане «Энеиды». В., стараясь объединить в одной поэме преимущества «Илиады» и «Одиссеи», в первых шести книгах описывает блуждания Энея, в остальных — борьбу за обещанную власть. Материал для первой части он заимствовал в основном у греческих эпиков, которые обработали предание о Троянской войне с чрезвычайной обстоятельностью. Во второй части главным источником служило римское предание, изложенное учеными, особенно Катоном и Варроном. Искусство, с которым В. умел выбирать из огромного материала самое необходимое, а также художественно обработанный стих вызывают восхищение. Главное достоинство поэмы состоит в искусном сочетании римского содержания, частью заимствованного из прежних поэтов, особенно из Энния, с формой изложения, основанной на правилах греческого искусства. У римлян «Энеида» тотчас же заняла место национального эпоса. Она читалась, как поэмы Гомера у греков, в школах и наравне с ними служила основанием научных и антикварных исследований. В средние века славного поэта не только прилежно чтили, но и почти суеверно почитали, приписывая ему различные чудеса. Произведения В. с древности сделались предметом изучения ученых, и поэтому его стихотворения издавна объяснялись учеными-грамматиками и снабжались подробными грамматическими пояснениями. Из этих толкований сформировался богатый содержанием комментарий, дошедший до нас под именем Сервия (см. Сервии). Кроме него, существует комментарий к «Георгикам» и ««Буколикам» под именем Валерия Проба, ученого-грамматика 1 в. н. э., который издал критическое издание сочинений В. Гораздо меньше значения имеет риторический комментарий Доната к «Энеиде».
  •        4. Некоему В. или Виргилию Гораций посвятил одну оду. Согласно схолиям, это был торговец благовониями пли врач.
  •        5. В. Капитон, наместник Египта при Клавдии.