Веллей

    Велле́й
  •          (лат. Velejus), римское родовое имя. Наиболее известны:
  •        1. Гай В., римский сенатор, которого Цицерон в своей книге «О природе богов» (1 кн.) называет представителем эпикурейской философии.
  •        2. Гай В., дед историка В. Патеркула, друг Помпея и нескольких других знатных римлян. Покончил с собой в 41 г. до н. э. во время похода Октавиана на Неаполь.
  •        3. В. Капитон, римский сенатор, в 43 г. до н. э. обвинявший Кассия за убийство Цезаря.
  •        4. М. (Гай?) В. Патеркул, римский историк времен первых императоров. Происходил из знатной всаднической семьи из Капуи. Родился ок. 20 г. до н. э., поступил на военную службу и в качестве трибуна сопровождал на восток внука Августа — Гая Цезаря, а в качестве командира конного отряда (praefecti equitum) и легата — Тиберия по Германии, Паннонии и Далмации. В 6 г. н. э. он возвратился в Рим, чтобы выступить кандидатом в квесторы, а в 15 г. получил преторскую должность, дальше которой он не продвинулся. В. всегда пользовался особенным расположением Тиберия и даже после удаления от общественных дел был близок ко двору. Все свое свободное время он посвящал научным занятиям. Когда М. Виниций был назначен консулом в 30 г., В. написал дошедшее до нас сочинение «Римская история до консульства М. Виниция» («Historiae Romanae ad Μ. Vinicium consulem libri duo») и посвятил его в знак своей благодарности консулу. Сведений о дальнейшей жизни В.не имеется. Предположение о том, что он якобы был замешан в деле свержения Сеяна, не имеет доказательств. Если бы В. исполнил до конца свое намерение описать события со времен междоусобиц и уничтожения Республики до правления Тиберия в большом сочинении, то мы могли бы правильнее оценить ею как историка, нежели можем это сделать теперь на основании сохранившегося сочинения, в котором сам автор часто извиняется за свою ученическую поспешность и даже сравнивает свою торопливость с колесами и стремительным водопадом. К тому же нынешний текст этого сочинения основывается на единственной рукописи, найденной Б. Ренанусом в 1515 г. в древнем монастыре Мюрбах и потерянной вскоре после первого ее издания в 1520 г. Позднее была найдена копия, написанная Бонифацием Амербахом в Базеле, но она по точности изложения не может соперничать с первым изданием (editio princeps). В. имел намерение написать краткий очерк всей римской истории, не упуская из виду и литературных событий. Первая книга сохранилась частично, вторая охватывает последние полтора столетия. В. не излагает историю государства, а описывает в хронологическом, иногда спутанном порядке важнейшие дела и судьбы великих римлян. При этом фактическая сторона отступает на задний план, уступая место описанию нравов и характера отдельных личностей. В то время, когда все управление находилось в руках одного человека, государственная история постепенно превращалась в жизнеописание. И не следует считать низкой лестью со стороны В. то, что он, будучи в близких отношениях с императором и пользуясь его расположением, осыпает Тиберия похвалами и все дела его выставляет в самом выгодном свете; скорее, это следует объяснить тогдашним настроением умов. При этом не следует забывать, что В. был близок к Тиберию в лучшие его годы и писал историю до наступления самого худшего периода его правления. Едва ли можно также упрекать В. в преднамеренном искажении истины и требовать от ловкого царедворца откровенности и серьезности древних республиканцев. В. видел в истории лишь непрерывную цепь, в которой процветание сменялось упадком, а жизнь смертью. Он не осознает внутренней связи событий и интересуется только личностями. Не изучив предмета (известно, что он пользовался трудами Катона, Гортензия, вероятно, Аттика и Корнелия Непота), он весьма поверхностен в описаниях и часто делает фактические промахи. Он любит украшать свое описание сильными архаическими выражениями; игривые противопоставления и остроумные рефлексии, часто умышленно повторяемые, а также страсть к гиперболическим оборотам придают речи поэтическую окраску, часто резко отличающуюся от обиходного языка (sermo familiaris). О В. древние упоминают редко, и подражает ему только Сульпиций Север.