Аристофан

    Аристофа́н
  •          (греч. Ἀριστοφάνης).
  •        1. Древнегреческий комедиограф (ок. 445 — ок. 385 гг. до н. э.). Его сыновья Арарот, Филипп и Никострат (или Филетер) после смерти отца также ставили комедии в афинском театре. Особенно близок был А. с комиками Филонидом и Каллистратом; по его поручению они под своими собственными именами поставили на сцене первые его комедии: «Пирующие» (в 427 г.), «Вавилоняне» (в 426 г.) и «Ахарняне» (в 425 г.). Они же помогали ему и при постановке некоторых других комедий. Некоторое время с А. был дружен Эвполид. В своих комедиях, большинство которых относится ко времени Пелопоннесской войны, А. выступал противником военной демократической партии и использовал все средства своего искусства, чтобы склонить сограждан на сторону мира. Он единственный представитель древней аттической комедии, чьи произведения дошли до нас полностью, а не в отрывках (11 из 40 комедий). Первое место среди них по времени представления занимает комедия «Ахарняне», названная так по имени хора, состоящего из ахарнян. Благодаря этой пьесе, Α., поставивший ее под чужим именем, одержал в 425 г. победу над Кратионом и Эвполидом. Смысл комедии состоял в том, чтобы убедить афинян в пользу мира, изображая его блага. «Всадники», первая пьеса, которую А. поставил в 424 г. лично и под собственным именем, представляет собой самую безжалостную критику бесхарактерности народа и недобросовестности его предводителя, всемогущего демагога Клеона (см. Клеон). Комедия «Облака», поставленная в 423 г., высмеивает превратное философское направление того времени, метафизические мудрствования и столь вредную для народной нравственности софистику. Представителем этого направления в комедии является Сократ, с истинным характером деятельности которого Α., вероятно, не был хорошо знаком. Эта комедия сохранилась в переделанном самим автором варианте, но А. не довел переработку до конца. Комедия «Осы», поставленная в 422 г., осмеивает страсть афинян к участию в судах в качестве присяжных. Комедия «Мир» (421 г.) посвящена прославлению мира. Комедия «Птицы» (414 г.), самая пространная из пьес А. и, возможно, самая совершенная из комических драм, созданных древней поэзией, под видом истории основания заоблачного птичьего царства и посольства богов к птицам, самым забавным образом пародирует сумасбродные мечтания и надежды, которые строили своекорыстные и властолюбивые афиняне в эпоху сицилийской экспедиции. В «Лисистрате» (411 г.) жены заставляют греков прекратить Пелопоннесскую войну. Комедия «Фесмофории» («Женщины, совершающие праздник Фесмофории») (410 г.) осмеивает Еврипида. Комедия «Лягушки» (405 г.) изображает упадок трагической поэзии, причем виновником последнего представляется Еврипид. Комедия «Женщины в народном собрании» (ок. 392 г.) направлена против прожектерства афинских политиков и философских теорий государственного устройства. Последняя пьеса А. «Плутос» («Бог богатства»), в которой этого бога излечивает от слепоты один честный гражданин, представляет уже в некоторых отношениях переход к т. н. средней аттической комедии. Эта пьеса дошла до нас в переделке, поставленной в 388 г. От утраченных пьес, помимо заглавий, сохранилось и довольно значительное количество отрывков. Целью поэтического творчества А. были не простая забава и развлечение, но нечто более возвышенное и благородное. Он разоблачает ненасытную страсть афинской охлократии ко всякого рода нововведениям и усиливавшийся в его время процесс самоуничтожения греческой религии. Нельзя не удивляться силе аристофановского комизма, которая не имеет себе равных ни в какой другой литературе. В его комедиях множество самых ярких комических контрастов, неисчерпаемое остроумие сказывается в построении, плане и действии пьес, в постановке и обрисовке характеров, а равно и в отдельных положениях и мыслях. В целом в них, как и вообще в древней комедии, господствует неправильность, как бы издевающаяся над всякими законами природы и логики (см. Комедия), но иногда переходящая и в грубость, которая может оскорбить современные понятия о нравственности и приличии. Язык А. считается совершеннейшим образцом чистого аттицизма.
  •        2. А. Византийский, знаменитый грамматик, род. ок. 260 г. до н. э. В ранней молодости переселился в Александрию, где был учеником Зенодота и Каллимаха. Уже в преклонных летах сделался начальником Александрийской библиотеки и умер в возрасте 77 лет. Центром его грамматических работ был Гомер: он осуществил издание гомеровских поэм, в котором уже пользовался критическими знаками. Занимался толкованием и критикой других поэтов. Результаты своих лексических изысканий он изложил в обширном труде «Речь».