Ареопаг

    Ареопа́г
  •          (греч. Ἄρειος πάγος, холм Арея).
  •        1. Холм в Афинах к западу от Акрополя, см. Аттика.
  •        2. Древнейшее афинское судилище (дикастерий) и одновременно государственный совет, облеченный политической властью (буле), названный от имени упомянутого холма, на котором происходили заседания этого совета. Происхождение А. относят к мифическим временам (напр. сказание о суде над Ареем по поводу убийства Галирротия, сына Посейдона; изображение в «Эвменидах» Эсхила процесса Ореста послужило Афине поводом к установлению на вечные времена суда Ареопага). Этим мифам, в которых выразилось народное представление об истории Α., противоречат сведения, в которых его учреждение приписывается Солону. Так, Цицерон полагает, что Солон учреждением А. оказал государству даже большие услуги, чем Фемистокл. Главная причина расхождений представлений об А. и его деятельности заключается в том, что пик его значения и силы приходится на доперикловские времена, о которых мы имеем весьма скудные и неполные сведения. Поэтому невозможно окончательно определить его отношение к Совету пятисот и к народному собранию, нельзя с точностью установить границы между судебной компетенцией А. и полномочиями суда гелиастов. Если А. находил какую-либо меру вредной или противозаконной, то имел право, подобно поздним номофилакам, заявлять свое вето, чтобы воспрепятствовать ее утверждению или исполнению. В пользу глубокой древности существования Α., несомненно, свидетельствует закон Солона, по которому из общей амнистии, служившей предварительным этапом к реформам Солона, исключались лица, осужденные А. Вопрос о времени учреждения последнего можно разрешить, если принять во внимание двойственность значения А. как судилища и как государственного совета. В качестве суда по делам об убийствах А. существовал с самых ранних времен (см. Эфеты). Солон воспользовался освященным древностью уважением народа к знаменитому судилищу, чтобы сделать А. влиятельным политическим учреждением, наблюдающим за всем государственным управлением, за общественным порядком и нравственностью, за неприкосновенностью законов. Уважение к А. должно было еще более возрасти вследствие того обстоятельства, что по своему составу этот совет, сравнительно с другими солоновскими учреждениями, имел аристократический характер: в А. поступали только бывшие архонты, представившие отчет о безупречном исполнении своей должности. До Аристида ареопагитами были достойнейшие граждане 1-го имущественного класса (см. Архонты). Это судилище и совет справедливо называли 500 якорями, на которых должна держаться шаткая ладья государства. Уважение, которым пользовался Α., существенным образом основывалось и на его тесной связи с религией, особенно со служением «почтенным богиням» (Семнам). Святилище Эвменид находилось около Α., о надлежащем чествовании их пеклись ареопагиты, они же назначали гиеропоев для жертв, приносившимся этим богиням. Кроме того, А. было вверено хранение таинственных священных древних заветов, от соблюдения которых якобы зависело благо государства. А. должен был охранять неприкосновенность государственной религии и наказывать за преступления против нее. Судебному ведению А. в первую очередь подлежали убийцы. Он судил за преднамеренное убийство, преднамеренное ранение, поджог и за отравление, повлекшее за собой смерть потерпевшего. Его же суду подлежали богохульники и, в особых случаях, некоторые другие преступления. Жалобы подавались архонту-басилевсу. С момента подачи жалобы обвиняемому воспрещался доступ в общественные места. В три последующих месяца производилось предварительное следствие (продикасия). Затем на четвертый месяц в один из трех его последних дней под открытым небом (чтобы присутствующие не осквернились, находясь под одной крышей с преступником) совершался суд над убийцей. Обвинитель и подсудимый, стоя на двух неотесанных камнях — первый на камне неумолимости, другой на камне правонарушения — должны были страшной клятвой свидетельствовать истину того, что они будут говорить. Каждому из них предоставлялось право произнести по две речи. До окончания прений обвиняемый (только не отцеубийца) мог избавиться от последствий грозившего приговора, добровольно удалившись из отечества. После прений выносился приговор, назначавший для виновного смертную казнь или изгнание. При равенстве голосов подсудимого оправдывали. О высоком политическом значении А. писал Плутарх. Уважение, которым А. пользовался как знаменитое, в мифах прославленное судилище, и которое еще более возросло благодаря особому способу назначения ареопагитов, призвано было придавать и в политических делах известный вес советам А. (они назывались «ипомнематисмы», поскольку давались письменно). В частности, известно, что ему принадлежал надзор за мерами и весами, за строительным ведомством и за иностранцами. Перед Саламинской битвой А. доставил деньги на уплату жалованья морякам. Когда лазутчик Антифонт, лишенный прав гражданства, пришел в город, чтобы в интересах Филиппа поджечь афинские неории, по приказанию А. он был схвачен и предан суду, который приговорил злоумышленника к смертной казни. Когда Эсхин был назначен синдиком для защиты прав Афин на управление Делосским святилищем, А. отверг этого кандидата как изменника и избрал на его место Гиперида. В этом случае А. действовал не на основании какого-либо постоянно ему принадлежавшего права, а в силу поручения и полномочия, данного самим народом. Следовательно, его могущество основывалось на доверии, которое он к себе внушал. Понятно, что пользующийся авторитетом, аристократический по способу назначения членов и консервативный по своему настроению А. должен был подвергаться нападкам демократов. Ок. 460 г. Периклу. действовавшему через Эфиальта, удалось значительно ослабить власть А. Намек на это нападение демократической партии содержится в нескольких местах «Эвменид» Эсхила, который горячо отстаивает А. как один из столпов порядка и закона. Право суда над убийцами уже в силу священного, религиозного характера, изначально ему придававшегося, вероятно, всегда оставалось за А. В то же время А. лишен был политической власти, влияния на народные собрания и управление. Однако в течение Пелопоннесской войны ему удалось вернуть все утраченные полномочия. После падения власти Тридцати тиранов А. сохранил прежнее влияние и значение. Даже во времена римского владычества он продолжал пользоваться величайшим уважением и оказывал большое влияние на государственные дела и на граждан.