Апулей

    Апуле́й
  •          (лат. Apuleius), римский номен.
  •        1. Л. А. Сатурнин, народный трибун 103 и 100 гг. до н. э.
  •        2. Л. А. Сатурнин, военачальник I в. до н. э., см. Сатурнин.
  •        3. Л. А. Платоник, родился в Мадавре в Африке ок. 123 г. н. э., воспитывался в Карфагене, изучал платоновскую философию в Афинах. Много путешествовал и, пробыв недолго в Риме, вернулся в Африку, где, женившись на матери своего друга Понтана, богатой вдове Эмилии Пудентилле, избрал своим местопребыванием Карфаген и вскоре стал пользоваться там большой известностью. Приверженец платонизма, А. был весьма образован и старался очистить и укрепить угасающее язычество. С этой целью А. рекомендовал восстановление в прежнем виде древних мистерий (сам он во время своих путешествий нигде не упускал случая получить посвящение в мистерии данной местности). Эта идея сказывается и в главном его сочинении «Метаморфозы, или Золотой осел», которое представляет собой фантастически-сатирический нравоописательный роман. В нем описывается история погрязшего в пороках юноши по имени Луций, который вначале в наказание за свою порочность превращается в осла, но затем, благодаря мистериям, делается совсем иным, новым человеком. Вместе с тем роман изображает и весьма поучительную картину нравов тогдашнего времени. Сюжет тождественен с сюжетом произведения Лукиана, но имена изменены и сделано другое заключение. Из многих эпизодов этого сочинения самый интересный об Амуре и Психее (кн. 4—6), где по образцу платоновских аллегорий изображается судьба человеческой души, очищаемой разнообразными испытаниями. Речью, которая озаглавливается «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии», А. весьма остроумно защищал себя от обвинений в колдовстве, при помощи которого он якобы приворожил к себе Эмилию Пудентиллу. Кроме того, А. оставил несколько сочинений философского содержания (напр. «Флориды») и отрывки из речей. Это живой и оригинальный писатель, искусно владевший языком. Его изложение, как у большинства африканских писателей, переполнено риторическими фигурами, напыщенно и представляет смешение слов и выражений, принадлежащих разным периодам и разным видам литературы.