Аполлоний

    Аполло́ний
  •          (греч. Ἀπολλώνιος).
  •        1. А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247—221 гг. до н. э.) и Филопатора (221—204 гг.). Был учеником Каллимаха, но впоследствии разошелся с ним во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное и ученое изложение и, считая невозможным возрождение древнего эпоса, он полагал, что новые эпические поэты должны ограничиваться разработкой незначительных по объему сюжетов. Α., напротив, старался подражать простоте гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение. Он написал сохранившуюся до нашего времени поэму «Аргонавтика», которую публично читал в Александрии, но якобы вследствие интриг влиятельного Каллимаха поэма не имела успеха. Тогда А. отправился на Родос, где приобрел большую популярность как учитель грамматики. Здесь же вновь переработанная автором поэма принесла ему большую славу и права родосского гражданства (поэтому он и называется Родосским). Позднее А. возвратился в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз она заслужила всеобщее одобрение. В 196 г., в царствование Птолемея Эпифана, получил место библиотекаря; в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной эпопеи, он написал еще «Ктисии» (рассказы об основании городов) и эпиграммы, направленные в особенности против Каллимаха. Поэма «Аргонавтика» состоит из 4 книг, в которых без достаточно глубокого понимания характеров и положений излагается в хронологической последовательности, просто и без напыщенности, сказание об аргонавтах. Для оживления рассказа, который сам по себе довольно сух, в текст искусно вставлены прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей и т. д. Хотя в языке А. старался подражать Гомеру, выражения александрийского поэта более лаконичны, но при этом искусственны и тяжеловаты. Построение стиха А. вполне правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вся александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей. Подражали то отдельным частям, как, напр. Вергилий в 4-й книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк в своей «Аргонавтике». До нас дошло прекрасное собрание схолий к Аполлонию.
  •        2. А. Пергский (Памфилий), «великий геометр», как его называли уже в древности (ок. 260 — ок. 170 гг. до н. э.). Написал сочинение «Конические сечения» в 8 книгах, которое составило целую эпоху в науке, причем его метод до сих пор не утратил своего значения. Четыре первые книги дошли до нас в оригинале, три следующие (об иррациональных числах) в арабском переводе, а последняя известна лишь в восстановленном виде.
  •        3. А. Тианский (Капподокия), живший ок. 50 г. н. э. в г. Айгах в храме Асклепия. Был приверженцем пифагорейской философии, к которой в те времена в изобилии примешивались платонические и восточные воззрения. Раздав полученное от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии, по Европе и Африке и, наконец, прибыл в Рим. Оттуда он должен был удалиться в силу распоряжения, запрещавшего философам жить в Риме, и отправился в Испанию и Египет, но позднее вернулся в Рим. Умер в глубокой старости в Эфесе. Своим строго аскетическим образом жизни, согласованным с мнимо пифагорейскими правилами, и приписывавшимися ему чудесами, А. завоевал чрезвычайное уважение среди язычников. Его считали великим знатоком магии, о нем ходили многочисленные легенды. Филострат составил его жизнеописание в 8 книгах, имеющее скорее характер романа, чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли Аполлония с Иисусом Христом, но против таких сопоставлений возражали христианские писатели (Евсевий Памфил). А. приписывалось несколько сочинений, едва ли в действительности ему принадлежавших; под его именем сохранилось только 85 писем.
  •        4. А. из Алабанды (Кария), у Страбона называемый Малакос (Кроткий). Переселившись на Родос, преподавал там риторику Здесь же в 120 г. до н. э. его слушал Сцевола.
  •        5. А. Молон переселился на Родос из своего родного города Албанды, а в 88 г. до н. э. стал учить красноречию в Риме, но вскоре покинул Вечный город. В 80 г. родосцы отправили его послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение за военные издержки. Пользуясь этим случаем, он снова преподавал в Риме риторику. Цицерон в 78 г. слушал А. на Родосе, чтобы отучиться от азиатской манеры красноречия; Цезарь также был его слушателем.
  •        6. А. по прозвищу Софист, александриец, сын Архибия, учитель Апиона, современник Августа. Сохранившийся под его именем «Лексикон» заключает в себе толкование гомеровских глосс.
  •        7. А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность своих исследований прозванный Дисколом (Сердитым). Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора Антонина Пия, потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом Музея. А. считается основоположником греческого синтаксиса. Он установил 8 частей речи, из которых главными называл глагол и существительное. Из его многочисленных сочинений сохранились только 4 книги: «Об антонимах», «Об ораторском умении», «О связках» и «О синтаксисе».
  •        8. А. из Минда (Кария), занимался астрономией, особенно распространял халдейские взгляды на нее и писал о кометах.
  •        9. А. из Кития на Кипре, известный врач I в. до н. э.
  •        10. А. по прозвищу Крон из Кирены, философ.
  •        11. А. Мус из г. Эрифры, известный врач.
  •        12. А. из Нисы, стоик, ученик Панеция (I в. до н. э.).
  •        13. А. из Тира, философ I в. до н. э.