Амфиктиония

    Амфиктиони́я
  •          (греч. ἀμφικτιονία, от ἀμφικτίονες, вокруг живущие), религиозно-политический союз греческих полисов. А. создавалась для защиты святилища, совместного отправления культов и для того, чтобы во взаимных отношениях членов союза соблюдались законы международного права. Эти союзы не предназначались для оборонительных действий против общего внешнего врага. Они отличались от союзов родственных по происхождению общин, которые собирались для совместного чествования своих местных божеств. Самой знаменитой была дельфийско-пилейская, или дельфийско-фермопильская Α., которая называлась Союзом амфиктионов. Она была основана еще в доисторические времена и состояла из 12 племен, которые обитали в Фессалии или близлежащих странах. В исторические времена они довольно сильно отличались друг от друга по силе и могуществу. Это были фессалийцы, беотийцы, дорийцы, ионийцы, перребы, магнеты, локры, ойтейцы (эниане), феотидские ахейцы, малийцы (мелийцы), фокейцы, долопы. Все колонии союзников также участвовали в Α., в то время как остальные эллины стояли вне союза, хотя он иногда назывался Общегреческим советом. Первоначальные отношения союза сохранялись до 346 г. до н. э., когда после окончания Фокейской войны Филипп Македонский занял в союзе место фокейцев, а лакедемоняне утратили прежде принадлежавшую им долю в праве голоса, предоставленном дорийцам (эта доля голосов была передана дельфийцам). Главная цель союза заключалась в охране Дельфийского святилища и связанных с ним культов и праздничных собраний, особенно в охране Дельфийского оракула, а с 586 г. до н. э. и Пифийских игр. Второе важнейшее назначение А. состояло в том, чтобы смягчить отношения между греческими народами как в мирное, так и в военное время. Иногда деятельность А. имела панэллийский патриотический характер, напр. при совместном украшении памятника павшим при Фермопилах спартанцам. Это видно из присяги Α.: «Не разрушать никогда до основания ни одного из амфиктионийских городов, не отводить ни у одного из них воды ни в военное, ни в мирное время, всеми силами охранять святилище дельфийского бога». Союз Α., согласно своим основным принципам не должен был вмешиваться в политические дела союзников, хотя в некоторых случаях, напр. Филипп и Александр Македонские злоупотребляли властью союза как орудием для достижения личных политических целей. Союз вел следующие Священные войны:
  •          1) 596—586 гг. до н. э. против Криссы;
  •          2) 355—346 гг. против Фокиды;
  •          3) 340—339 гг. против Амфиссы;
  •          4) в 280 г. против этолийцев (т. н. Вторая священная война 448 г. А. не касалась).
  •          Внутреннее устройство союза приписывается Акрисию, мифическому царю фессалийской Лариссы. Ежегодно созывалось два союзных собрания: весной, как правило, в Дельфах, а осенью обычно при Фермопилах, у храма Деметры Амфиктиониды в Анфеле, где находилось и святилище мифического основателя союза Амфиктиона, который якобы царствовал в Фермопилах. Союз был создан путем объединения двух А. — Пилейской, покровительницей которой была Деметра, и Дельфийской, покровителем которой был Аполлон. Входившие в союзный совет уполномоченные отдельных городов также назывались амфиктионами и делились на иеромнемонов и пилагоров. Афины посылали одного иеромнемона и трех пилагоров, причем первых в Афинах назначали по жребию, а вторых путем выборов. Вероятно, иеромнемоны первоначально относились к Дельфийской Α., пилагоры — Пилейской, а после объединения обеих А. остались оба рода представителей: один для отправления культа Деметры, другой для культа Аполлона. Собрание иеромнемонов, так же как и общее собрание совета, называлось синедрионом. Принимавшие участие в союзе 12 племен имели в общем совете по два голоса каждое, следовательно, всего 24 голоса. При этом те племена, которые распадались на несколько самостоятельных государств, либо пользовались правом голоса поочередно, либо же навсегда должны были уступить его одному из государств. Август изменил эти отношения таким образом, что в совете А. оказалось 30 голосов, произвольно распределенных между отдельными государствами, некоторые из которых прежде никогда не принадлежали к союзу. Например, городу Акцию было дано 6 голосов. Рядом с советом А. упоминается еще экклесия — союзное собрание, в состав которого могли входить все присутствовавшие на месте собрания граждане союзных городов. Кроме Пилейской Α., существовали также Калаврийская А. на о. Калаврия (в нее входили Гермиона, Эпидавр, Эгина, Афины, Прасии, Навплия и минийский Орхомен), Онхестская А. в Беотии (центрами обеих служили местные храмы Посейдона), а также Делосская А. при храме Аполлона на о. Делос, охватывавшая лежавшие вокруг Кикладские о-ва. С ней была связана делосская феория афинян.