Аристид сын Лисимаха, «наилучший» из афинян. Проблема в создании этоса
Настоящее исследование предлагает пересмотреть весь корпус свидетельств, относящихся к Аристиду, сыну Лисимаха, афинскому политику, действующему внутри и за пределами афинского полиса в критический период, чреватый последствиями для порядка греческого мира в V веке до н. э., такими как Персидские войны и создание Делийско–Аттической лиги.
Необходимость общего пересмотра античной традиции об Аристиде проистекает, прежде всего, из «непопулярности» Лисимахида в современной историографии, находящейся в плену древних источников, которые лепят из Аристида однозначный портрет «консервативного аристократа», «справедливого» par excellence, настолько, что он предпочитал бедность, чтобы не использовать свои должности для обогащения, творца фороса, гордого противника «демократического» и хрематистического Фемистокла, но способного сотрудничать с пим ради блага полиса.
Однако тщательный анализ свидетельств обнаруживает в этом стереотипном образе трещины, через которые пролезают «альтернативные» версии, представляющие Аристида как демагога, богача, осужденного за растрату, внимательного к принципу прибыли, а не справедливости, не говоря уже об обвинениях в медизме и проалкмеонидизме.
Хотя ни одна традиция не приближает нас к историчному Аристиду, все же есть возможность проследить, как преобладающий положительный образ Лисимахида стал результатом длительной и не всегда грамотной разработки.