Книга IX

Переводчик: 

А сейчас я перейду к уходу за дикими животными и разведению пчёл, которых так же, Публий Сильвин, правомерно можно отнести к животным, которых выкармливают в имении, ведь по древнему обычаю для молодых зайцев, диких козлов и кабанов близ имения устраивались парки, как правило в пределах видимости жилища хозяина, так что вид охоты на них в пределах ограды радовал глаз хозяина, а поскольку обычай устраивать пиршества требовал дичи, она могла быть взята словно бы со склада. Так же на нашей памяти жилища для пчёл устраивались либо в отверстиях, вырезанных либо в стенах здания фермы, либо в защищённых галереях и садах и садах. Итак, поскольку мы назвали цели, поставленные перед этим нашим обсуждением, давайте же приступим теперь к рассмотрению, одна за другой, предложенных нами тем.
(I) (1) Дикие животные, такие как косули, серны, различные виды антилоп, олени, кабаны иногда служат для увеличения блеска и удовольствия своих хозяев, а иногда для прибыли и дохода. Те, кто предаются этому занятию для удовольствия, удовлетворяются тем, что, строят парк на любом подходящем месте, поблизости от хозяйственных построек и всегда дают животным воду и еду из рук. (2) Со своей стороны те, кто ищет прибыль и доход, если есть лес поблизости с имением (важно, чтобы он был в поле зрения владельца), не колеблясь отдают его вышеупомянутым животным, а если там нет естественных источников воды либо направляют туда проточную воду, либо выкапывают пруды и бетонируют дно для приёма и удержания дождевой воды.
Величина огороженной территории пропорциональна размеру собственности каждого человека, и если дешевизна камня и труда делает это целесообразным, то конечно вокруг неё выкладывают стену либо из необработанного камня и извести, либо из необожжённого кирпича и глины. (3) Когда хозяин имения не может пойти ни на тот, ни на другой расход, он довольствуется изгородью; так называется вид ограды, сделанной из дуба или пробкового дерева, так как получить для такого дела оливковое дерево можно очень редко. Одним словом, в зависимости от местных условий, для этой цели выбирается любая древесина в наибольшей степени способная противостоять разрушительному воздействию дождей. Мы используем либо целые стволы, либо разделяем их на столько частей, сколько требует их размер, делаем в них несколько боковых отверстий и вставляем эти куски дерева в землю перпендикулярно через равные промежутки по всему парку, а затем в боковые отверстия вставляем поперечины, чтобы преградить доступ хищным зверям. (4) Достаточно закрепить столбы с интервалом в восемь футов и прикрепить к ним поперечные перекладины таким образом, чтобы ширина пространства, образующегося там, где оставлены отверстия, не давала животным возможности сбежать. Таким способом в сможете ограждать даже очень обширные области и участки гор, насколько обширность территорий позволяет в провинции Галлии и в некоторых других; ведь и древесины для изготовления столбов там в избытке, и всего остального, что нужно для этой цели, в изобилии. (5) Почва изобилующая многочисленными источниками особенно полезна для перечисленных видов животных; кроме того, она сама по себе щедро снабжает диких животных кормом. Потому обычно выбирают лесные массивы, изобилующие плодами земли, а так же деревьями; а поскольку все эти создания нуждаются в растительной пище, то им также нужны и жёлуди и выше всего ценятся те леса, которые наиболее обильны желудями обыкновенного дуба и вечнозелёного, а также и чернильного дуба, а кроме того плодами земляничного дерева и других диких деревьев, которые мы очень подробно обсуждали, разбирая разведение свиней [1]. Ведь корм у диких животных практически тот же, что и у домашних.
(6) Но, однако же, рачительному хозяину имения не следует довольствоваться пищей, что земля производит по природе, но в те времена года, когда леса не дают пищи, он должен помочь животным, которых он содержит взаперти, плодами собственного урожая и давать им ячмень, пшеничную муку, бобы и особенно виноградную шелуху; одним словом, надо им давать всё, что всего дешевле. Так же, чтобы дикие животные могли понять, что для них созданы все условия, было бы неплохо послать к ним одного или двух животных, что приручены были дома и которые, бродя по всему парку, могут направлять колеблющихся к предложенной им пище. (7) Желательно, чтобы это происходило не только в холодное время года, но так же и тогда, когда самки, зачавшие потомство уже его родили, чтоб они могли в лучших условиях его выращивать. И потому смотритель парка постоянно должен быть начеку и смотреть, принесли ли они уже потомство, чтобы поддержать их силы, подавая им зерно. Но ни антилопе, ни кабану, ни любому другому дикому животному нельзя позволять дожить до возраста более четырёх лет. До этого времени они растут и прибывают в весе, после — стареют и худеют; поэтому их следует продать, пока они в активной поре жизни и сохраняют свои телесные достоинства. (8) Но, что касается оленя, то его можно содержать много дольше, ибо одарённый немалым долголетием, он долго остаётся молодым. Что же до животных меньшего размера, таких как заяц, мы советуем сеять для них в парках, окружённых стеной, на небольших грядках, расположенных на разном расстоянии друг от друга, семена злаков и овощей, таких как эндивий и салат. Кроме того, извлеките для них из амбаров и выложите им, вымочив предварительно в дождевой воде (ведь сухой корм зайцы не особенно любят) карфагенский и наш родной нут, а так же ячмень и чину. (9) Впрочем, легко понять, даже и без моего напоминания об этом, что зайцев и подобных им животных нет смысла размещать за оградой парка, ибо из–за небольшого размера тела, они легко пролезают сквозь отверстия в ограде и, получив свободный выход, успевают убежать.
(II) (1) Теперь я перехожу у уходу за пчёлами, в отношении которых невозможно дать наставлений более тщательных, чем Гигин [2], более цветистых, чем Вергилий или более изящных, чем Цельс [3]. Гигин усердно собрал мнения различных авторов, рассеянные по многим сочинениям, Вергилий украсил предмет цветами поэзии, а Цельс пользовался методами обоих вышеупомянутых авторов. (2) Потому, я даже и не стал бы эту тему обсуждать, если б полнота труда, который я предпринял, не потребовала бы и этой части, чтобы начатый и незавершённый труд не выглядел бы изуродованным и несовершенным, словно бы у него отрезана была конечность. (3) К тому же я охотно, вместо того, чтоб верить им, счёл бы поэтической вольностью сказочные предания о происхождении пчёл, которые Гигин счёл нужным повторить. В самом деле, неуместно земледельцу доискиваться существовала ли когда–либо женщина необычайной красоты по имени Мелисса, которую Юпитер превратил в пчелу или же того (как утверждает поэт Эвгемер [4]), были ли пчёлы дочерьми шершней и солнца, выращенными нимфами — дщерями Фриксона [5] и стали ли они кормилицами Юпитера в Диктейской пещере [6] и вознаградил ли он их, назначив им в пищу мёд, которым они его питали в детстве. Всей этой истории, хоть её нельзя счесть недостойной поэта, Вергилий кратко и бегло уделил всего одну строку:

Неба владыку они воскормили в пещере Диктейской [7].

(4) Не касается земледельцев даже то, когда и в какой стране появились впервые пчёлы, в Фессалии ли при Аристее [8], или на острове Кея [9], как пишет Эвгемер, или на горе Гиметт [10], во времена Эрехфея [11], как утверждал Эвфроний [12], или же на Крите, во времена Сатурна, как заявлял Никандр [13]. Всё это должно заботить фермеров не больше чем вопрос о том производят ли пчелиные рои своё потомство как и все прочие животные путём совокупления или же берут новорождённых ртом с цветов, как утверждает наш собственный поэт Марон [14] и извергают ли они жидкий мёд изо рта или он вытекает из другого места. (5) Ответ на эти и подобные вопросы касается скорее тех, кто ищет скрытые тайны природы, а не земледельцев. Эти предметы более приятны для изучающих литературу, тех, кто может читать на досуге, чем для занятых фермеров, ведь они не могут помочь им в их труде или же в увеличении их материального благосостояния.
(III) (1) Поэтому, давайте обратимся к вопросам, которые больше касаются тех, кто занимается пчелиными ульями, а именно к тому сколько видов пчёл существует и какой из них лучший. Аристотель, основатель перипатетической школы, в своих книгах о животных [15] сообщает, что существует несколько видов пчелиных роев: в некоторых из них пчёлы огромные и шаровидные и в то же время чёрные и мохнатые; другие меньшего размера, но такой же круглой формы, тёмного цвета и с колючими волосками; другие ещё меньше и не такие круглые, но тем не менее толстые и широкие и лучшего цвета; некоторые же очень маленькие и тонкие, с брюшками, заканчивающимися точкой, с золотистыми полосами и довольно гладкие. (2) Вергилий, руководствуясь авторитетом Аристотеля одобряет пчёл очень маленьких, продолговатых, гладких и блестящих, тех что

сверкают, искрятся блеском,
Золотом ярким горят, и тельце их в крапинках ровных.[16]

и к тому же спокойных по характеру; ибо чем крупнее и круглее пчела, тем она хуже и если она ещё и очень агрессивна, то она худшая из всех. (3) Однако, раздражительность лучших пчёл легко усмиряется частым вмешательством в их жизнь тех, кто за ними ухаживает, ведь когда с ними часто обращаются, они быстро становятся ручными. Если тщательно ухаживать, то рой может просуществовать до десяти лет; но превысить этот возраст ни один рой не может, даже если молодняк ежегодно заменяет всех погибших; ведь обычно на десятый год всё население улья уничтожается и истребляется. (4) Чтоб такая судьба не постигла всю вашу пасеку, пчёл надо постоянно размножать и не пренебрегать сбором новых роёв, покинувших улей и тем самым увеличивать число колоний; ведь они часто погибают от болезней, про лекарства от которых мы расскажем ниже.
(IV) (1) После того, как вы выбрали себе пчёл в соответствии с вышеизложенными пунктами, для тех пчёл, которых вы одобрили, надо выбрать места обитания. Они должны быть как можно более удалёнными и как указывает наш Марон, там не должно быть крупного рогатого скота, они должны быть солнечными и как можно меньше подвергаться воздействию бурь:

Прежде всего, выбирай хорошо защищенное место
Для обитания пчел (известно, что ветер мешает
Взяток домой доносить), где ни овцы, ни козы бодуньи
Скоком цветов не сомнут и корова, бредущая полем,
Утром росы не стряхнет и поднявшихся трав не притопчет.[17]

(2) Эта местность так же должна быть богата невысокими растениями, такими как тимьян и майоран, а так же чабер греческий и наш, италийский, который сельские жители называют satureia. Затем пусть будет много более крупных растений, таких как розмарин и оба вида клевера (ведь есть один сорт, который сеют, а другой растёт сам по себе), затем вечнозелёная сосна и меньший сорт каменного дуба (больший ведь повсеместно осуждается). Плющ так же полезен не из–за других его хороших качеств, а из–за того, что он даёт большое количество мёда. (3) Что касается деревьев, то более всего стоит рекомендовать красную и белую ююбу (мармеладное дерево), тамариск, миндальное дерево, персики и груши, одним словом, чтоб не тратить время на перечисление их всех — большинство плодовых деревьев. Из лесных деревьев самые подходящие порождающие жёлуди дубы, теревинфы и весьма сходные с ними мастиковые деревья, а так же липы. Изо всех этого рода деревьев только тисы надо исключить как вредные. (4) Кроме того, тысячи семян, прорастающих на невозделанной почве или же во вскопанных бороздах, дают цветы, которые очень любят пчёлы, например кусты дикой астры [18] на невозделанной почве, стебли аканфа (медвежьей лапы) [19] и асфоделя и мечеобразный лист нарцисса. Белые лилии, посеянные между бороздами в саду, представляют собой яркое зрелище, а левкои обладают не менее чистым цветом; затем красные и жёлтые розы, пурпурные фиалки и небесно–голубая живокость; так же высадите луковицы корикского [20] и сицилийского шафрана, чтоб придать мёду цвет и аромат. (5) Кроме того, на возделываемых землях и пастбищах произрастает бесчисленное множество неблагородных трав, обеспечивающих обилие воска для медовых сот, таких как дикая редька и хрен не представляющий больше ценности, листовая горчица, цветы дикого эндивия и чёрного мака, а так же полевой пастернак и его окультуренный собрат, который носит то же название и который греки называют staphylinos (морковь). (6) Изо всех тех растений, которые я сейчас назвал и которые не упомянул, чтобы сэкономить время (ведь количество их невозможно подсчитать), лучший по вкусу мёд даёт тимьян; далее по вкусу лучшие греческий чабер, дикий тимьян и майоран. К третьему сорту, но всё ещё хорошего качества относятся розмарин и наш итальянский чабер, который я называю satureia. Наконец идут цветы тамариска и ююба, а так же и другие виды, которые обрабатывают пчёлы, но которые дают мёд лишь посредственного вкуса. (7) Мёд самого низкого качества — лесной, потому что его получают из можжевельника и земляничного дерева, а так же фермерский мёд, получаемый из овощей. А теперь, когда я изложил, какие местности самые пригодные для пчеловодства и какие растения самые пригодные для медосбора, я теперь вам расскажу как принять и разместить рой.
(V) (1) Ульи должны располагаться так, чтобы принимать солнце лишь зимой, вдали от суеты и мест, посещаемых людьми и скотиной и чтоб место их расположения не было ни жарким, ни холодным, ибо обе эти крайности вредны для пчёл. Их следует расположить на дне долины, чтобы насекомые, вылетев порожняком на пастбище, легко поднялись бы на возвышенность, а когда соберут свой взяток, то легко слетели б с ношей вниз.
Если ситуация на ферме позволяет, то без колебаний ставьте пасеку к самым стенам здания и окружите её стеной; но она должна быть на той стороне дома, до которой не доходят неприятные запахи из уборных, от навозных куч и бань. (2) Однако, если лучшего места найти невозможно, то придётся, при условии, что не будет более серьёзных неудобств, довольствоваться этим, потому что прежде всего важно, чтобы пасека находилась под присмотром хозяина. Но, если всё против того, чтобы можно было разместить пасеку на территории усадьбы, то установите её хотя бы в соседней долине, куда не утомляясь может часто спускаться хозяин; так как в пчеловодстве необходима безупречная честность, а она имеет место очень редко, то её лучше всего обеспечить вмешательством хозяина. Мало того, что пчёлы страдают от нечестности надсмотрщика, так ещё нечистоплотность, порождённая его небрежностью, для них не менее вредна; им ведь равно невыносимы как грязь, так и жульничество.
(3) Но где бы вы не разместили ульи, их не стоит окружать слишком уж высокими стенами. Но если вы боитесь грабителей и сочтёте высокую стену всё таки необходимой, то сделайте в ней проходы для пчёл в виде ряда маленьких окон в трёх футах над землёй; так же по соседству должен быть домик, в котором будут жить надсмотрщики и храниться всё необходимое. Это прежде всего ульи, полностью готовые для вселения новых роёв, а так же целебные травы и всякие другие лекарства, которые можно применять к больным пчёлам. (4)

Пальмою вход осени́ иль развесистой дикой маслиной.
Только лишь ранней весной у новых царей зароятся
Пчелы, едва молодежь, из келий умчась, заиграет, —
Пусть от жары отдохнуть пригласит их берег соседний,
И в благодатную тень ближайшее дерево примет.[21]

(5) Далее, проведите туда, если то возможно, источник, что давал бы никогда не пересыхающий поток воды, если ж это невозможно, выройте искусственный канал, потому что без воды мы не сможем получить ни сот, ни мёда, ни роёв. После того, как я только что сказал, мы обеспечим пчёл водой, либо из источника, либо с помощью канала с колодезной водой, мы используем так же груды веток и камней:

Посередине — течет ли вода иль стоит неподвижно -
Верб наложи поперек, накидай покрупнее каменьев.
Чтобы почаще могли задержаться и крылья расправить
Пчелы и их просушить на солнце, когда запоздавших
Эвр, налетев, разметёт иль кинет в Нептунову влагу.[22]

(6) Далее, вокруг пасеки надо высадить невысокие кусты и деревца, особенно подходящие для поддержания здоровья пчёл; таковы ракитник, кассия, сосна и розмарин, которые служат им лекарством от болезней, а так же кусты майорана, тимьяна и фиалок и всё остальное, что природа вашей почвы позволит с пользой посадить. С другой стороны, удалите не только все растения с резким и отталкивающим запахом, но и всё иное, издающее сильный неприятный запах, например от сгоревших крабов и болотной грязи. Так же следует избегать полых скал и тех пронзительных звуков, издаваемых долинами, которые греки называют эхом.
(VI) (1) После того, как вы правильно устроили место, где вы разместите пчёл, надо построить ульи, в соответствии с местными условиями. Если ваша местность изобилует пробковым деревом, то из его коры выйдут самые подходящие ульи, потому что в них не холодно зимой и не жарко летом. Или если в изобилии стеблей фенхеля, так же и из них, напоминающих по своей природе кору, можно без труда сделать ульи, переплетая их стебли меж собой. Если же у вас под рукой нет ни одного из этих материалов, можно сделать ульи из переплетённых ивовых ветвей или если и они вам недоступны сделать их из полых кусков дерева или же из досок. (2) В меньшей степени следует использовать терракотовые ульи, потому что летняя жара их раскаляет, а зимний холод — леденит. Есть еще два вида ульев — один из навоза, другой из кирпича. Цельс справедливо обвиняет первый в том, что он слишком неустойчив к огню, а второй хотя и одобряет, но однако не скрывает его главный недостаток, а именно, что при случае его нельзя перенести в другое место. (3) Но я с ним несогласен в том, что, несмотря на это неудобство, мы всё же можем их использовать. Ведь фактически обладание неподвижными ульями не только не в интересах владельца, если он захочет их продать или же перевезти (впрочем эти обстоятельства затрагивают лишь удобство из владельца), но во вред самим пчёлам, ибо если они больны, если они не размножаются или же не могут найти себе пастбища, возникает необходимость перевезти их в другую местность, а в неподвижных ульях сделать этого нельзя. Это их первый недостаток, которого прежде всего надо избегать. (4) Итак, хоть я и уважаю авторитет сего учёного мужа и не стремлюсь противопоставлять себя ему, но не упущу возможности высказать собственное мнение. Ведь второй довод, выдвинутый Цельсом — тот что кирпичные ульи защищают от воров и огня, можно опровергнуть, окружив ульи кирпичной стеной, защищающей от грабежа и неистовства пламени; ведь стена не препятствует переносу ульев, когда он становится необходимым, ибо в этом случае достаточно снести такую стену.
(VII) (1) Но поскольку большинство считает всё это чрезмерно хлопотным, то из какого б материала ульи не были, ограничьтесь тогда постройкой по всей длине участка, отведённого под пасеку, небольшой каменной стенки или насыпи, шириной в три фута, покрытой гладкой штукатуркой, чтобы ящерицы, змеи и другие вредители не могли туда забраться. (2) Затем на её верхушке поместите либо кирпичные пчелиные домики, которые предпочитает Цельс, либо, как предпочитаем мы, ульи, окружённые каменной кладкой, за исключением задней части, либо, наконец, как почти все те, кто старательно занимаются пчеловодством, ряд ульев, скреплённых между собой небольшими кирпичиками или же цементом, так чтоб каждый улей заключён был между двумя узкими перегородками, а его передняя и задняя стороны были бы свободны. И в самом деле, надо иметь возможность открывать его как спереди, где вход для пчёл, так и сзади, так как именно там мы следим за роем. (3) Если между вашими ульями нет перегородок, то, тем не менее, они должны быть расположены на некотором расстоянии друг от друга, чтобы при осмотре, взяв один из них, до которого вы дотронулись, вы б не растрясли тот, что с ним скреплён и не потревожили его пчёл, которые боятся каждого движения, как угрожающего разрушением их хрупким, сделанным из воска постройкам. Нет надобности устанавливать больше трёх этажей ульев, так как если их поставить слишком высоко, то смотрителю будет слишком трудно посещать их. (4) Фасады ульев, обеспечивающие вход для пчёл, должны быть наклонены вниз больше, чем оборотные их стороны, чтобы дождевая вода не могла проникнуть внутрь, а когда б случайно попадала, там бы не задерживалась, вытекая через вход. Вот почему рекомендуется размещать пасеку в крытых галереях, если же их нет, то их надо затенить зелёными ветками, обмазанными карфагенской глиной, образуя покрытие, защищающее как от холода, так и от дождя, а так же от жары. Пчелы больше страдают от холода, чем от солнечного зноя [23], поэтому позади ульев всегда должно быть какое–то строение, принимающее на себя буйство Аквилона и обеспечивающее в ульях сносную температуру. (5) Далее, несмотря на защиту зданий, жилища пчёл должны быть обращены на юго–восток, чтоб они наслаждались солнцем когда выходят утром и с большей готовностью просыпались, потому что от холода они становятся ленивыми. Кроме того, отверстия (лётки) в улье для входа и выхода должны быть очень узкими, чтобы через них проникало как можно меньше холода; подходящим будет такой размер, чтоб они пропускали одну пчелу за раз. Таким образом, ни ядовитые ящерицы- стеллионы, ни гнусный род жуков и бабочек, ни «таракан, от света бегущий», как сказал Марон [24], не смогут уничтожить соты, проникая сквозь широкие отверстия. (6) Так же очень полезно сделать в улье, в зависимости от количества пчёл, два или три входа на некотором расстоянии друг от друга, чтобы обмануть ящерицу, которая, стоя как привратник у входа, с открытым ртом, пожирает пчёл, когда они выходят. Ведь они будут меньше погибать, когда тем из них, кто приходит и уходит будет предлагаться средство избежать засад врага.
(VIII) (1) Мы уже достаточно сказали о выборе кормовых угодий, об их жилищах — ульях и о том, где их надо размещать. После того, как мы подготовим всё необходимое, надо будет раздобыться роем. Мы его либо купим, либо получим даром. Тех, что мы собираемся купить, надо тщательно проверить в соответствии со всем вышесказанным и прежде всего убедиться насколько рой многочислен, открыв улей; если ж нет возможности открыть его, то, по крайней мере, надо обратить внимание на то много ли пчёл на лётке и слышно ли громкое жужжание внутри. (2) Если ж так случится, что все они молчат, то мы сможем оценить велико ли их число по шуму, что поднимется в улье, после того как мы, приложив губы к лётку, дунем внутрь него.
(3) При покупке, надо быть особо осторожным в том, чтоб рои происходили из соседних местностей, а не из отдалённых областей, так как пчёлы страдают из–за изменений климата. Но, если это невозможно и придётся доставить рои на большое расстояние, то надо позаботиться, чтоб они не пострадали от плохой дороги: лучше всего нести их на плечах и ночью, а в дневное время надо дать им отдых и налить немного той жидкости, которая им нравится и которой они смогут питаться во время своего заточения. (4) Если вы прибудете на место назначения в дневное время, то нельзя открывать ульи или ставить их на место; это можно будет сделать только вечером, чтобы эти насекомые, у которых будет целая ночь для отдыха, могли спокойно вылететь утром следующего дня. И в течение приблизительно трёх дней надо будет проверять не выходят ли они все вместе, потому что если это так, то они готовятся к побегу. Позже мы укажем, что необходимо сделать, чтоб его предотвратить.
(5) Что до пчёл полученных в подарок или нами самими пойманных, то к ним можно не относиться столь внимательно, но однако даже и в таких обстоятельствах я бы не хотел обладать ничем кроме лучшего; ведь и хорошие и плохие пчёлы требуют одинаковых затрат и одинакового труда со стороны пчеловода и кроме того (что особенно важно) не следует смешивать пчёл высшего качества и низшего, ведь последние испортят первых. Ведь когда рой содержит некоторое количество ленивых пчёл, урожай мёда будет ниже. (6) Но поскольку мы подчас из–за характера местности вынуждены довольствоваться посредственными пчёлами (ведь совсем плохих держать нельзя), я сейчас вам сообщу какие надо брать меры осторожности при поимке роев. (7) Всюду, где есть лесистые местности, подходящие для сбора мёда, первое что пчёлы спешат отыскать для своих нужд — это источники воды. Надо прийти ко второму часу дня к этому источнику и проверить сколько пчёл прилетает туда на водопой. Если прилетают лишь немногие (если только нет нескольких источников воды, которые привлекают их, заставляя их рассеиваться), то мы должны заключить, что их мало, что в свою очередь должно навести нас на мысль — в этом месте много мёда пчёлы не произведут. (8) Если же, напротив, они встречаются там в больших количествах, это должно внушить нам большие надежды на обнаружение роя. И вот каким способом это можно сделать. Для начала надо выяснить, как далеко этот рой находится и для этого надо приготовить жидкую охру; затем, прикоснувшись к спинам пчёл стеблями, смазанными этой жидкостью, когда они пьют из источника и ожидая на том же самом месте, вы сможете легче узнать пчёл, когда они вернутся. Если они не замедлят возвратиться, вы узнаете, что они живут по соседству; если же они запаздывают, то по времени их задержки рассчитайте расстояние. (9) Если вы заметите, что они быстро возвращаются, то вам будет нетрудно проследить за их полётом и вы попадёте туда, где находится их рой. Что ж касается тех кто, по–видимому, улетает далеко, то здесь надо применить более изобретательные средства и действовать следующим образом. Обрежьте конец тростника и на каждом его конце оставьте узел; затем тростину эту проткните сбоку, налейте в неё немного мёда или уваренного сусла и положите её рядом с источником. Затем, когда несколько пчёл, привлечённых сладким запахом, заползёт в тростину, поместите палец на отверстие и выпускайте только одну пчелу за раз, чтоб она вам указала направление, в котором он должен двигаться и пока сможете, следуйте за неё в её полёте. (10) Когда ж вы перестанете её видеть, то выпускайте следующую и если она отправится тем же путём, что и предыдущая, продолжайте поиск; в противном случае выпустите третью, а затем четвёртую. Замечайте в каком направлении улетело наибольшее их число и следуйте за ними до тех пор, пока они не приведут вас к месту, где находится рой.
Если убежищем ему служит пещера, выкурите его дымом, а когда он вылетит наружу, бейте в медные сосуды; испугавшись этого звука, он сразу соберётся либо на кусте, либо на вершине дерева; там то, в подготовленный для этой цели сосуд, его, добравшись до него, следует собрать. (11) Если ж рой обитает в дупле дерева и либо ветка, занимаемая пчёлами, выступает из дерева, либо рой находится внутри ствола самого дерева, то если позволяет небольшой размер ветки или же ствола, вы должны перепилить пилой, которая должна быть очень острой, чтобы сделать всё как можно быстрее, верхнюю часть, свободную от пчёл, а затем нижнюю, в той мере в какой она является обитаемой. Спиленную сверху и снизу часть дерева надо обернуть чистой тканью (ведь это так же очень важно) и если есть какие–либо зияющие отверстия [25] то замажьте их отнесите к месту где содержите пчёл, на свою пасеку и оставив небольшие отверстия для прохода пчёл, поставьте на место, к остальным ульям. (12) Тот, кто ищет рой, должен начинать свои поиски с утра, чтобы у него был целый день, чтобы изучать маршруты пчёл. В самом деле, часто бывает так, что если ему случится опоздать, пчёлы, хоть и находятся поблизости, более не появляются у источника, потому что уже кончили дневной труд; в результате тому, кто ищет рой не удаётся узнать как далеко он от источника. (13) Некоторые весной собирают дикую петрушку и по слову великого поэта

Тёртой мелиссы насыпь и обычной травки–вещанки,[26]

и другие травы, которые приятны пчёлам и тщательно протирают ими ульи, так что их запах и сок как бы прилипают к ним. Протерев их, они сбрызгивают их небольшим количеством мёда, затем ставят в лесу неподалеку от источника и, когда там поселится рой, забирают их домой. (14) Это, однако, целесообразно делать лишь в местах изобилующих пчёлами, потому что часто случается, что случайные прохожие, находя пустые ульи, уносят их с собой, так что одного — двух ульев с роем оказывается недостаточно, чтобы компенсировать потерю нескольких пустых ульев. Но там, где пчёл достаточно, даже если унесут много ульев, их потеря восполняется добытыми роями. Так ловят диких пчёл.
(IX) (1) А теперь разберём вопрос как нам сохранить рои, рождённые на наших собственных пасеках. Пчеловоду в любое время следует обходить пасеку внимательно; нет времени, когда этот визит был бы бесполезен. Но, однако, надо быть особенно внимательным когда пчёлы чувствуют приближение весны и ульи переполняются потомством, которое если тотчас не будет перехвачено постоянной бдительностью пчеловода, разлетится в разные стороны. Ведь природа пчёл такова, что каждый выводок обычных пчёл рождается вместе со своей царицей и когда они наберутся достаточно сил, чтобы улететь, то у них возникает отвращение к сожительству со старыми пчёлами и еще больше к приказам старой царицы; ведь как и человеческий род, обладающий разумом, не допускает власти двух царей одновременно, так и эти лишённые разума бессловесные животные. (2) Вот почему новые вожди выступают с преданной им молодёжью, которая, пребывая массой в течение одного или двух дней у самого входа в прежнее жилище, этим показывает желание иметь свой собственный дом. И если пчеловод им его тотчас предоставит, они будут им довольны, как если б он был для них родным. Если ж пчеловод этого не сделает, то молодёжь эта отправится в какое–нибудь чужое место, словно бы несправедливо изгнанные. (3) Долг хорошего пчеловода — их улёт предотвратить и для этого следить весной за ульями до восьмого часа дня (после этого времени новые батальоны не решаются уже выступить в поход) наблюдая внимательно за их вылетом, так как некоторые рои, вырвавшись, сразу же бросаются прочь. (4) Впрочем можно заранее узнать готовятся ли пчёлы к бегству, каждый вечер поднося ухо к каждому из ульев; ведь примерно за три дня до того как молодые пчёлы отправятся в путь среди них возникают шум и жужжание, сравнимые с тем, какие издают солдаты перед тем, как покинуть лагерь. Обо всём этом хорошо сказал Вергилий:

Возбуждает еще отстающих
Громко звенящая медь, меж тем как подобное звуку
Труб, возглашающих бой, раздается из улья жужжанье.[27]

(5) Поэтому пчёл, которые ведут себя подобным образом, следует особенно держать под наблюдением, чтобы, независимо от того, совершают ли они вылазку на битву ( ведь они ведут как своего рода гражданские войны меж собой, так и как бы внешние войны с другими роями) или вылетают, чтобы убежать, пчеловод мог бы быть на месте, готовый к любому повороту событий. (6) Но, однако, их вражду, как внутри одного роя, так и ту, что возникает меж двумя роями, остановить легко, ведь как говорит всё тот же наш поэт

Их воинственный пыл и любое такое сраженье
Пыли ничтожный бросок подавляет, и снова все тихо. [28];

или же их нужно окропить медовой водой, изюмным вином или же иной какой–либо подобной жидкостью, ведь они любят всё сладкое и оно успокаивает их гнев. Эти же средства чудесным образом способствуют примирению их цариц, когда они меж собой враждуют; ведь подчас в одном рое бывает несколько цариц и рой из–за их вражды как бы делится на партии. Надо проявлять бдительность, чтоб такие бедствия не происходили часто, потому что внутренние войны часто приводят к гибели целых государств. (7) Если, однако, вам приходится часто замечать, что отдельные части роя сцепляются в отчаянной схватке, вы должны прикончить их вождей, а битву успокоить упомянутыми средствами. Далее, когда сгруппировавшийся рой обоснуется на небольшом расстоянии, на ветке лиственного кустарника, обратите внимание висит ли он в виде единого скопления; это будет признаком того, что у него лишь одна царица или если их несколько, то они в хороших отношениях друг с другом; в этом случае оставьте их так, как они есть, пока они не улетят назад в своё жилище. (8) Если же однако рой разделён на два или даже несколько скоплений, вам не стоит сомневаться в том, что есть несколько цариц и что все они ещё пребывают а гневном настроении. Вам придётся искать цариц в тех частях скоплений, где вы видите пчёл наиболее тесно сгрудившихся вместе. Для этого натрите руку соком упомянутых мною трав, то есть мелиссы и дикой петрушки, чтобы пчёлы не улетали бы от вашего прикосновения, осторожно всуньте внутрь роя пальцы и отделяя пчёл друг от друга, шарьте ими, пока не найдёте виновника раздора.
(X) (1) Царица (матка) немного крупнее и более продолговатой формы, чем другие пчёлы, с более прямыми ногами, но менее широкими крыльями; красивого блестящего цвета, гладкая, безволосая и без жала, если не считать за таковое грубый волосоподобный предмет, растущий у неё на животе, которым она, однако, не пользуется для нанесения вреда. Впрочем, встречаются так же матки тёмного цвета, внешний вид которых позволяет составить неблагоприятное мнение и об их характере:

(2) Сразу призна́ешь: один, крапленный золотом, блещет -
Двух они разных пород, — отличен от всех красотою,
Крыльев чешуйки блестят.

Этот вид особенно одобряется, будучи высшим; второй же худший как отвратительный плевок и как сказал о них поэт:

Безобразны собой, косматы, как путник, томимый
Жаждой, плюющий землей, едва лишь с дороги пришедший,
Весь пропыленный,

и как сказал тот же самый поэт:

обленившийся, гадок
И тяжело волочит, бесславный, огромное брюхо.

Относительно них Марон даёт такой совет:
Тотчас того, кто слабей, чтоб вреда не принес тунеядец,
Cмерти предай: в свободном дворце пусть царствует лучший.[29]

(3) Но и лучшую матку следует лишить крыльев, если она слишком часто пытается вырваться со своим роем и улететь, ибо если мы лишим её крыльев, то будем держать эту бродячую предводительницу словно бы в оковах; ведь она, лишённая возможности летать, не смеет покидать пределы своего царства и по этой причине не позволяет своим подданным отправляться на поиски пищи в слишком далёкие места.
(XI) (1) Но подчас мы вынуждены умерщвлять царицу, именно когда в старом улье не хватает пчёл и недостаток приходится восполнять за счёт другого роя. Потому, когда в начале весны в улье народится новое поколение, новую царицу следует убить, чтобы молодёжь продолжала жить со старшим поколением без разногласий. Если соты не дали потомства, вы можете соединить население двух или трёх ульев, но лишь после того, как опрыскаете их сладкой жидкостью; затем заприте всех в одном улье и, положив им пищу, держите их запертыми в течение примерно трёх дней, оставляя только маленькие дыхательные отверстия, пока они не привыкнут жить вместе. (2) Есть те, кто предпочитают избавляться от старой царицы, но это вредно, потому что толпа старых пчёл, образующих своего рода сенат, не считает нужным подчиняться младшим и упрямо презирая приказы тех, кто сильнее их, подвергается наказанию и смерти. (3) Но, однако, если вы оставите старую царицу молодому рою, могут возникнуть проблемы; ведь если она умрёт от старости, возникает разлад, как со смертью главы семейства. Эту проблему можно легко исправить. Ведь матку можно взять из тех ульев, где их народилось несколько и перенести в тот, в котором нет ни одной, чтоб она стала бы царицей и управляла ульем.
(4) Так же нетрудно заново заселить улей, пострадавший от какой–либо эпидемии; ведь как только обнаружится зараза, вызвавшая сокращение населения, надо проверить все соты в прочих ульях. Затем вы должны отрезать от воска, содержащего яички ту часть, в которой зарождается царица. Её легко найти, так как почти в самом конце воска появляется как бы выступающий сосок груди с более широкой полостью, чем остальные соты, в которых заключены обыкновенные молодые пчёлы. (5) Цельс утверждает, что на концах сот существуют поперечные полости, в которых находятся зародыши цариц. Гигин так же, ссылаясь на авторитет греков говорит, что царица не развивается, как прочие пчёлы, из маленького червячка, но что по окружности сотов можно найти отверстия большего размера, чем те, в которых зарождаются обычные пчёлы, заполненные чем–то вроде грязи красного цвета, из которой образуется крылатая царица–матка.
(XII) (1) Стоит позаботиться и о домашнем рое, если он, почему то невзлюбив вдруг домашнюю обитель вознамерится, в то время о котором мы уже сказали, совершить, в поисках нового места жительства, дальний перелёт. На это указывает то, что пчёлы совершенно избегают входа в улей, ни одна не летит в него обратно, но все поднимаются высоко в небо. (2) Улетающий молодняк надо напугать звоном медных колокольчиков или шумом поднятых с земли черепков, обычно валяющихся под ногами; и когда они в тревоге возвратятся к материнскому улью и массой висят у входа или же садятся на ближайшие кусты или деревья, пчеловод тотчас должен смазать внутреннюю часть приготовленного для этой цели нового сосуда, вышеупомянутыми травами, а затем, побрызгав мёдом, поднести его поближе и собрать в него массу пчёл руками или же совком; (3) по принятии всех необходимых мер, пчеловоду следует позволить улью, после того, как он был тщательно устроен и натёрт внутри, оставаться на том месте до наступления вечера. Затем с наступлением сумерек надо взять его и поставить в ряд с другими ульями. (4) Пчеловод так же должен иметь у себя на пасеке запасные пустые ульи; ведь иные рои, в самый момент своего вылета стремятся обосноваться поблизости и завладевают ульем, который находят доступным. Вот примерно то, что вам надо сделать, чтоб заполучить пчёл и держать их у себя.
(XIII) (1) А теперь мы укажем на лекарства, необходимые для лечения пчёл больных или поражённых каким–либо мором (гнильцом). Мор редко поражает пчёл и я не нахожу причин поступать в этом случае как–либо иначе, чем как мы предписали в случае других животных (за исключением того, что ульи надо перевезти в отдалённое место). У пчёл легче обнаружить причины болезней [30], чем у других животных и легче найти лекарство. (2) Самая серьёзная болезнь поражает их ежегодно в начале весны, когда распускаются горькие цветы молочая и вяза; соблазнённые этими ранними цветами, как мы свежими плодами, они набрасываются на них с жадностью, порождённой зимним голодом и злоупотребляют этой пищей, умеренное употребление которой им вовсе не во вред. Переев, они умирают от поноса, если им не оказать быстро помощь. В самом деле, молочай вызывает вспучивание желудка даже и у крупных животных, а вяз особенно действует на пчёл. Именно по этой причине пчёлы редко встречаются в тех частях Италии, которые изобилуют этими деревьями. (3) Потому, если вы в начале весны станете давать лечебный корм, то сумеете как предотвратить понос [31], так и вылечить от него, если пчёлы им уже страдают. Что касается лекарства которое, опираясь на авторитет древних авторов, советует Гигин, то поскольку сам я его не пробовал, то и не могу гарантировать его эффективность; но, однако, всякий желающий сможет сам его проверить. (4) Он ведь предписывает собирать трупы пчёл, пораженных мором (гнильцом) и найденных целыми кучами мёртвыми под сотами, сохранить зимой в сухом месте до весеннего равноденствия и когда станет уже достаточно тепло, выставить их после третьего часа дня на солнце и покрыть древесной золой. Он уверяет, что если сделать это, то через два часа, благодаря живительному воздействию тепла, они оживут, придут в себя и займут приготовленный улей, если вы его рядом с ними расположите. (5) Мы считаем, что лучше всё ж предотвратить падёж, давая заражённым роям лекарство, рецепт которого мы сейчас представим. Оно состоит либо из зёрен граната, измельчённых и сбрызнутых аминейским вином [32], либо из изюма с равным количеством сирийского сумаха [33], смешанных с крепким вином. Если каждое из этих средств в отдельности не даёт эффекта, надо измельчить их все вместе (равными по весу), сварить в глиняном сосуде с аминейским вином, а когда снадобье остынет, разлить по деревянным мискам. (6) Некоторые варят розмарин в медовой воде и, когда он остынет, разливают его по корытцам и дают пчёлам пить. Иные же, по утверждению Гигина, ставят под ульи бычью или человеческую мочу. (7) Кроме того, пчёлы подвержены болезни, которая имеет безошибочные признаки (симптомы): тело их становится сморщенным и отвратительным и в то время как одни выносят из своих жилищ тела умерших, другие остаются вялыми и безучастными в своих жилищах, словно бы во время общественного траура. Когда это случается, им предлагают пищу, налитую в тростниковые корытца и особенно варёный мёд с дубильными орешками или сушёными розами. (8) Так же желательно сжигать гальбанум [34], чтоб они могли лечиться от его запаха и поддерживать свои ослабевшие силы вином из изюма и варёного сусла. Превосходное воздействие оказывает так же корень звездчатки, стебель которой жёлтый, а цветок пурпурный; его кипятят в старом аминейском вине, затем выжимают сок и дают как лекарство. В книге, которую он написал о пчёлах, Гигин говорит: «Аристомах [35] считает, что лечить болезни пчёл следует таким образом: сначала удалить все испорченные соты, полностью обновить корм, а затем окурить всех пчёл. (9) Так же он считает, что когда пчёлы очень стары, надо ввести в улей молодой рой; и хотя есть опасения, что это приведёт к разногласиям, это всё же вероятно будет к лучшему Но чтоб они могли пребывать в состоянии согласия, цариц тех пчёл, которых вы взяли из другого улья надо уничтожить для поддержания гармонии, как правительниц чужого народа. Но, однако, нет сомнения в том, что надо внести в обезлюдевший улей соты многолюдных роёв, заполненных уже выросшим потомством, новую семью, которая посредством своего рода усыновления укрепит город. (10) Но когда мы будем это делать, надо помнить, что переносить в старый рой надо те соты, в которых молодняк, открывает уже свои ячейки и высовывает головы, проедая воск, которым запечатаны были их ячейки. Ведь если мы перенесём соты, когда расплод ещё не созрел, то выводок погибнет, когда перестанет получать тепло. (11) Пчёлы так же погибают от болезни, которую греки именуют фагедиана [36]. Так как пчёлы имеют обыкновение строить столько сот, сколько они могут, по их мнению, заполнить, то иногда случается так, что когда новые соты уже готовы, рой, слишком удалившийся в поисках мёда, поражается в лесу внезапными ливнями и вихрями и теряет большую часть пчёл. И когда это случается, то оставшихся пчёл не хватает, чтоб заполнить все соты. И тогда пустые соты гниют, болезнь всё более и более распространяется, мёд портится, а сами пчёлы погибают. (12) Чтобы избежать этого, надо либо объединить население двух ульев, чтоб заполнить те ячейки в сотах, которые всё ещё здоровы, либо если под рукой нет второго роя, удалить соты из необитаемых частей, прежде чем они сгниют и притом очень острым ножом. Ведь очень важно, чтоб тупой инструмент, не легко проникающий внутрь, не давил слишком сильно и не смещал бы соты с мест, ибо если это происходит, пчёлы своё жилище покидают.
(13) Так же причиной массовой гибели пчёл может стать и то, что в течение нескольких лет подряд слишком велик урожай цветов и потому пчёлы больше стремятся делать мёд, чем производить потомство. Некоторые люди, плохо разбирающиеся в пчеловодстве, радуются, что делается столько мёда, не чуя гибели, которой это грозит пчёлам, ибо истощённые чрезмерным трудом многие из них погибают, и так как их численность не увеличивается за счёт молодого поголовья, то и остальные в конце концов вымирают. (14) И если наступает такая весна, что все поля и луга изобилуют цветами, то полезно будет через каждые три дня закрывать выходы из ульев, оставляя только небольшие отверстия, через которые пчёлы не могут выйти; тогда не имея возможности посвятить себя изготовлению мёда, они, так как лишаются надежды заполнить все соты мёдом, начинают наполнять их потомством. Таковы более или менее подходящие средства для исцеления роёв, поражённых болезнями.
(XIV) (1) Вот какой прекрасный метод заботы о пчёлах в течение всего года предлагает нам тот же Гигин. От первого равноденствия, которое происходит примерно 24 марта в восьмом градусе Овна до восхода Плеяд, считается 48 дней весны. В эти дни, говорит Гигин, первая помощь пчёлам заключается в открытии ульев, чтобы удалить весь мусор, скопившийся там за зиму, а так же пауков, которые портят соты; после этого ульи надо окурить дымом, полученным от сжигания бычьего помёта; этот дым идеально подходит для пчёл из–за родства, которое связывает их с этим четвероногим. (2) Так же надо перебить гусениц моли а так же развившихся уже из них бабочек; эти вредители, присосавшиеся к медовым сотам, отпадут если смешать бычий мозг с навозом и поджегши смесь, поднести к ним запах гари. В результате всех этих принятых мер рои усилятся в течение упомянутого нами времени и с большей энергией приступят к работе.
(3) Тот, кто кормит пчёл, должен очень тщательно следить за тем, чтобы накануне воздерживаться от половых сношений, не приближаться к пчёлам пьяным и только после омовения, не употреблять пищи с резким вкусом и запахом, такой как солёная рыба и приправы к ней, а так же чеснока и лука с их едким запахом и другого в том же роде. (4) На сорок восьмой день после весеннего равноденствия, когда примерно 8 мая восходят Плеяды, рои начинают увеличиваться в силе и численности; но тогда же вымирают малочисленные и больные рои, а по краям медовых сотов рождаются пчёлы большего размера, чем другие, которых некоторые считают царицами. Некоторые греческие писатели, однако, именуют их οιστρους [37] из–за того, что они возбуждают рои и не дают им покоя; поэтому они рекомендуют убивать их.
(5) С восхода Плеяд до летнего солнцестояния, которое имеет место в конце июня, когда солнце достигает восьмого градуса Рака ульи обычно роятся. В это время за ними надо безотрывно наблюдать, чтобы молодой рой не улетел. От солнцестояния и до восхода Сириуса (собачьей звезды), т. е в течение примерно 30 дней, собирают урожай как с полей, так и с сот О том, как вынимать из ульев соты, мы расскажем позже, когда дадим советы относительно приготовления мёда.
(6) Демокрит, Магон, а также и Вергилий полагали, что в это время года пчёлы могут порождаться из мёртвого быка. Магон так же утверждает, что то же самое достигается и из бычьего желудка, но я считаю излишним останавливаться на этом методе более подробно, так как согласен с Цельсом, который очень мудро говорит, что среди этих существ никогда не бывает такова, что необходимо размножать их таким способом. (7) В это время и до осеннего равноденствия ульи следует открывать и окуривать через каждые десять дней. Это, хоть и раздражает рой, обычно считается очень полезным. Затем, после того как ульи окурены и всё ещё нагреты, пчёл надо охладить, спрыскивая пустые части ульев и промывая свежей холодной водой; затем, если ещё осталось что–то, что смыть не удалось, это надо соскрести перьями орла или же любой другой крупной птицы с жесткими перьями. (8) Кроме того, если вы увидите моль, то немедленно убейте этих бабочек, которые поселившись в ульях, делаются крайне вредными для пчёл потому, что грызут восковые соты, а из их экскрементов рождаются черви, которых мы называем ульевая моль. (9) Поэтому, если в то время, когда цветёт мальва, а тогда бабочки моли наиболее многочисленны, вечером поставить среди ульев бронзовый сосуд для нагревания воды в банях и опустить на его дно фонарь, бабочки слетятся к нему со всех сторон и порхая вкруг пламени обожгутся, потому что им нелегко взлететь вверх из узкого пространства или удалиться на расстояние от огня, так как они зажаты медными стенками сосуда. Потому их поглощает сильный жар, от которого невозможно отдалиться.
(10) Примерно через 50 дней после восхода Сириуса (Собачьей звезды) восходит Арктур и в это время пчёлы делают свой мёд из пропитанных росой цветов тимьяна, майорана и чабера. Самый лучший мёд получается в день осеннего равноденствия, которое приходится на 1 октября, когда солнце достигает восьмого градуса Весов. Но между восходом Сириуса и восходом Арктура следует проявлять большую осторожность, чтобы пчёлы не были застигнуты врасплох яростными нападениями шершней, которые обычно подстерегают их перед ульями. (11) После восхода Арктура, примерно во время равноденствия, которое имеет место когда солнце находится в созвездии Весов (как я уже сказал), надо повторно вынимать медовые соты. Затем, начиная с равноденствия, которое имеет место около 24 сентября и до заката плеяд, то есть в течение сорока дней, пчёлы запасают мёд на зиму для пищи с цветов тамариска и лесных кустарников. Из него нельзя ничего забирать в свою пользу, чтобы пчёлы, обескураженные постоянным дурным с ними обращением и как бы в отчаянии, не обратились в бегство. (12) От захода Плеяд до зимнего солнцестояния, которое приходится на 23 декабря в восьмом градусе Козерога, пчёлы пользуются накопленным мёдом, питаясь им до восхода Арктура. Я хорошо знаком с исчислением Гиппарха [38], который утверждает, что солнцестояния и равноденствия происходят не в восьмом, а в первом градусе знаков зодиака; однако в этих сельских наставлениях я теперь следую календарю Эвдокса, Метона [39] и старых астрономов, приспособленному к общественным праздникам, потому что этот принятый в старину взгляд, более знаком крестьянам, а тонкости Гиппарха не нужны для крестьян, образование которых ограничено. (13) Итак, руководствуясь этим календарём, надо при первом же подъёме Плеяд тотчас же открыть ульи и очистить их от всей грязи и мусора, что в них скопились, так как в зимнее время открывать ульи или их перемещать нецелесообразно. Потому–то, пока ещё осталось несколько осенних дней надо, предварительно очистив ульи в очень ясный день, поместить внутрь крышки близко к сотам, не оставляя пустот, чтоб ячейки гарантированно сохраняли зимой определённое тепло. Это надо делать всегда, даже в малонаселённых ульях.
(14) Затем заткните все щели и отверстия снаружи грязью, смешанной с коровьим навозом и оставьте только те отверстия, через которые проходят пчёлы. Несмотря на то, что ульи защищены карнизами, их всё равно надо накрыть соломой и листьями и, насколько возможно, защитить от холода и непогоды. (15) Некоторые даже кладут в ульи мёртвых птиц, удалив их внутренности, чтоб они в суровые зимы давали тепло пчёлам, укрывающимся под пером. Если они съедают всю свою пищу, то охотно утоляют голод этими птицами, от которых оставляют только кости; если же они не испытывают недостатка в мёде, то птицы остаются нетронутыми и не оскорбляют пчёл своим запахом. Кроме того, мы считаем что когда пчёлы голодают зимой, можно класть в корытца у входа в ульи либо измельченный и смоченный сушёный инжир, либо вино уваренное наполовину, либо вино из винограда, высушенного на солнце.; так же пропитайте чистую шерсть этими напитками, чтобы сев на неё, они сосали жидкость словно из сифона. (16) Так же полезно давать им изюм, предварительно раздавленный и немного смоченный водой. Этой пищей они будут питаться не только зимой, но и, как я уже сказал, во время цветения молочая и вяза. (17) Примерно через 40 дней после зимнего солнцестояния, если пчеловод не оставил им слишком уж большую порцию, пчёлы съедают весь свой мёд. Часто, после того как опустошат восковые ячейки, они лежат в сотах голодные и оцепеневшие как змеи, примерно до восхода Арктура, приходящегося на 13 февраля, сохраняя в тишине дыхание жизни. Но, однако, чтоб они не перемёрли все, если голодовка слишком уж затянется, надо выставить у входа в улей сладкие напитки, чтоб они дотянули до восхода Арктура и прилёта ласточек, знаменующего наступление более благоприятного сезона. (18) В это время, если погода позволяет, пчёлы решаются уже выходить из улья для добычи пропитания; а после весеннего равноденствия они распространяются повсюду, не теряя времени собирают дань с цветов, подходящую для их потомства и несут в своё жилище.
Вот то, о чём Гигин советует более всего заботиться в течение года; Цельс же делает следующие дополнения. (19) Так он говорит, что лишь в немногих местах условия настолько благоприятны, чтобы обеспечить пчёлам пищу и зимой и летом и что потому в тех местах, где с концом весны исчезают подходящие цветы, рои не должны пребывать в бездействии; потому, когда весенняя пища истощается, ульи следует перенести в места, которые могут предложить пчёлам более щедрую пищу из позднецветущих тимьяна, майорана и чабера. Так, говорит он, делается как в Ахайе, откуда пчёл переносят на пастбища в Аттике, так и на Эвбее, а так же на Кикладских островах, где ульи переносят с других островов на Скирос, а так же на Сицилии, где их свозят с других частей острова в Гиблу. (20) Тот же автор утверждает, что воск пчела делает из цветов, а мёд — из утренней росы и что чем приятнее материал из которого сделан воск, тем выше качество мёда. Кроме того он советует ульи, перед тем как перенесёте их в другое место, тщательно осматривать, чтобы удалить соты старые, поражённые молью или же слабые, оставляя только лучшие; таким образом, большинство из них оказывается сделано из лучших цветов. Он так же предписывает ульи, что вы решили перевезти в другое место, везти к новому месту по ночам, избегая тряски.
(XV) (1) С окончанием весны, как я уже сказал, начинается медосбор, ради которого трудится пчеловод в остальное время года. Мы понимаем, что пора его начать, когда замечаем, что пчёлы выгоняют и обращают в бегство трутней. Эти насекомые очень похожи на пчёл, но крупнее по размерам и как выражается Вергилий «ленивое стадо» [40], праздно сидящее около медовых сот, не делая никакой работы; ведь они не собирают пищу, а потребляют то, что приносят другие. (2) Тем не менее, по–видимому, трутни эти вносят некоторый вклад в появление молодого поколения, сидя на семенах, из которых вылупляются пчёлы и потому они допускаются на условиях некоторой близости сидеть на яйцах из которых вылупляется новое потомство; затем, когда потомство вылупится, их выгоняют из ульев, как сказал поэт, «от ульев своих отгоняют» [41]. (3) Некоторые рекомендуют полностью истреблять их, но я согласен с Магоном, что делать этого не следует и излишняя жестокость ни к чему. Их не следует полностью истреблять, чтобы пчёлы не страдали от безделья и не обленились; ведь когда трутни съедают часть своей пищи, они вынуждены удвоить активность, чтобы возместить потерю; однако, не надо позволять этому множеству разбойников образовывать шайку, чтоб они не разграбили всё богатство других. (4) Поэтому, когда вы увидите, что пчёлы и трутни часто ссорятся друг с другом, то откройте и осмотрите ульи, так что если соты заполнены лишь наполовину, то оставьте их на некоторое время в покое, но если они уже полны жидкости и запечатаны воском, как если бы были закрыты крышками, то можно собирать урожай мёда.
Для изъятия мёда более подходит утреннее время, так как не рекомендуется провоцировать пчёл, когда они уже раздражены полуденной жарой. Для этой операции требуются два железных инструмента размером в полтора фута или чуть больше, один из которых — продолговатый нож с широким лезвием с обеих сторон и с изогнутым скребком на одном конце, а другой — с плоским спереди и очень острым, чтобы с помощью последнего лучше было вырезать медовые соты, а с помощью первого — соскабливать с сот всякую грязь, попавшую на них, тем самым очищая их. (5) Если у улья нет дверцы, которую можно открыть сзади, то его надо окурить, сжигая гальбанум [42] или сухой навоз. Эти вещества надо поместить на раскалённые угли в терракотовом сосуде. Это сосуд с ручками в форме узкого горшка и устроен таким образом, что один его конец острей другого и через небольшое отверстие в нём выходит дым, в то время как другой конец шире и имеет довольно широкое горлышко, через которое можно раздувать угли. (6) Приложив такой горшок к улью, выдыхайте дым в сторону пчёл. Пчёлы, не в силах вынести запаха гари, сразу же перебираются в переднюю часть своего жилища, а иногда даже и наружу, так что мы более свободно можем осмотреть внутреннюю часть улья и иногда, если в нём два роя, мы находим две особых формы сот; ведь даже если они живут в согласии друг с другом, каждая из них по своему делает соты и придаёт им ту или иную форму. (7) Соты эти, однако, свисают с крыши улья, почти не прикрепляясь к стенкам и не касаясь дна, оставляя таким образом проход для роёв. (8) Форма восковых ячеек зависит от формы улья; ведь его квадратные, круглые или же продолговатые формы придают такой же вид медовым сотам, как если бы они были формами, в которых их отлили; вот почему соты не всегда имеют одинаковую форму. Но какой бы формы они ни были, все их вынимать не следует; при первом сборе мёда, когда снаружи ещё много пищи, оставляйте пчёлам пятую часть медовых сотов, а при позднейшем сборе, когда чувствуется уже приближение зимы, оставляйте третью часть. (9) Эта пропорция однако ж не одна и та же для всякой местности, так как она зависит от количества цветов и изобилия доступной пищи. Если соты расположены в пространстве улья вертикально, то разрежьте их продолговатым ножом и возьмите снизу двумя руками, чтобы вынуть; но если они идут горизонтально и находятся близко к крышам ульев, то используйте скребковый инструмент, чтобы срезать их давлением, оказываемым на сторону, которая обращена к вам. (10) Старые и дефектные соты надо удалить, оставить же полные мёда, а так же те, которые содержат молодых пчёл, чтоб использовать их для размножения роя.
Затем соберите весь запас медовых сот там, где вы намереваетесь взять из них мёд, и тщательно заделайте все отверстия в стенах и окнах, чтобы не было прохода для пчёл, которые упорно ищут словно бы потерянное богатство, и, если выследят мёд, съедят его. Так же окуривайте их дымом из тех же материалов, что и раньше у входа в это место, чтобы отогнать тех, кто пытается туда проникнуть. (11) Затем те ульи, из которых вы взяли мёд, если в них есть соты, лежащие поперёк входа, надо повернуть так, чтобы задние части в свою очередь стали входами; ведь таким образом, когда вы станете брать мёд в следующий раз, вами будут удалены старые соты, а не новые и восковые ячейки, ухудшающиеся по мере того, как становятся старше, будут обновляться. Если ж ульи окружены стеной и их нельзя передвигать, то мы должны позаботиться о том, чтобы соты были вырезаны иногда сзади, а иногда спереди. Это надо сделать до наступления пятого часа дня, а затем повторить после девятого часа или на следующее утро. (12) Каково бы ни было количество собранных вами сот, мёд из них надо извлекать в тот же день, пока они ещё тёплые. Подвесьте в тёмном месте ивовую корзину, свободно сплетённую из тонких веток, в форме перевёрнутого конуса, как та, сквозь которую процеживается вино, а затем сложите в неё один за другим все соты. Но позаботьтесь отделить те ячейки, что содержат либо молодых пчёл, либо грязное красное вещество, так как они дурного вкуса и этим портят мёд. (13) Затем, когда мёд, ещё жидкий, стечёт в сосуд, предназначенный для его приёма, его надо будет перелить в глиняные горшки, которые надо будет держать несколько дней открытыми, пока свежий мёд не перестанет бродить; пену же надо будет часто снимать ложкой. Затем обломки медовых сот, оставшиеся в первоначальном сосуде для приёма, снова обработайте, выжав из них остатки мёда. То, что вы выжмите — это мёд второго сорта и хранится предусмотрительным хозяином отдельно, чтобы мёд высшего качества не испортился от соприкосновения с ним.
(XVI) (1) Хотя рыночная стоимость воска и невысока, всё ж пренебрегать им не стоит, так как он используется для многих целей. Остатки медовых сот, полностью отжатые от мёда и тщательно промытые в пресной воде, поместите в медный сосуд, добавьте в него воды и растопите на огне. После этого вылейте воск и процедите через солому или тростник. Затем снова прокипятите его таким же образом и залейте в такие формы, какие сочтёте подходящими, предварительно добавив воду. Когда воск затвердеет его легко будет вынуть, ведь оставшаяся на дне жидкость не позволит ему прилипнуть к формам.
(2) Завершив теперь разговор о животных, содержащихся на ферме и том, как их кормить, мы теперь поговорим в стихах о той части сельского хозяйства, которую нам ещё необходимо разобрать, а именно о садоводстве, в соответствии с желанием, которое оба вы, ты Публий Сильвин, и ты, наш друг Галлион [43] рады были выразить.


[1] См. VII, 9, 6 ff.
[2] См. I, 1, 13.
[3] См. I, 1, 14.
[4] Греческий поэт, расцвет которого приходится примерно на 300 г. до н. э. и который написал труд «Священный список» (Ιερα αναγραφη), в котором рационализировал мифологию и который был переведён на латынь Эннием.
[5] Имя более в латинской литературе не упоминаемое.
[6] На Крите.
[7] Georg., IV, 152. Диктейская пещера в горе Ида (совр. Сития) на Крите.
[8] Сын Аполлона и Кирены; так же, как говорят, посадил первое оливковое дерево.
[9] Кея, или по–гречески Кеос — остров, один из Киклад, близ мыса Суний.
[10] Гора в Аттике близ Афин.
[11] Мифологический царь Афин.
[12] Это имя в латинской литературе более не упоминается. Может быть здесь следует читать Эвфоний; два сельскохозяйственных автора с таким именем упоминаются Варроном (I, 1, 8), один из Афин, другой из Амфиполя.
[13] Врач, поэт и грамматик из Колофона в Малой Азии; его расцвет приходится примерно на 150 г. до н. э. Его поэмы «Териака» и «Алексифармака» дошли до нашего времени.
[14] Vergil., Georg., IV, 197 ff.
[15] Hist. anim., V,22 (553b, 22ff).
[16] Georg., IV, 99.
[17] Georg., IV, 8-12.
[18] Aster amellus.
[19] Acanthus mollis.
[20] Корик находился в Киликии в южной Малой Азии.
[21] Vergil., Georg., IV, 20-24.
[22] Vergil., Georg., IV, 25-29.
[23] Текст здесь сомнителен, но общий смысл ясен.
[24] Vergil., Georg., IV, 243.
[25] В сосуде, в котором вы поместили рой.
[26] Vergil.,Georg., IV, 63.
[27] Vergil, Georg., IV, 70-72.
[28] Georg., IV, 87-88.
[29] Georg., IV, 91-97.
[30] Здесь имеются в виду менее серьёзные заболевания, отличающиеся от pestilentia, того что теперь называется «гнилец».
[31] Теперь называемый дизентерией.
[32] Из района Пицена (Vergil., Georg., II, 97).
[33] Ros, или более точно, rhus Syriacus, использовалось, как говорит Плиний (N. H., XIII, 53) в качестве лекарства; следовательно Syriacus является здесь верным чтением.
[34] Cм. пр. 23 к книге VII.
[35] Из Сол на Кипре, который наряду с Филиском из Фасоса, написал книгу о пчёлах (Pliny., N. H., XI,9).
[36] Плиний (N. H., XXVI, 11) говорит, что это слово имеет два значения: 1) разъедающая язва; 2) ненасытный голод. Несомненно здесь имеется в виду первое значение.
[37] Слепни или оводы.
[38] См. примечания на I, 1,5.
[39] I, Preface, 32.
[40] Georg., IV, 168.
[41] Georg., Ibid.
[42] См. прим. к гл.XIII, 7.
[43] Брат Сенеки Младшего и дядя поэта Лукана. Он упоминается в «Деяниях апостолов» (XVIII, 12) как проконсул — наместник Ахайи.