Введение

Хотя в научных исследованиях последних лет эллинистический период набирает популярность, западное Средиземноморье редко рассматривается как часть «эллинистического мира»; вместо этого города, народы и царства Запада обычно обсуждаются только постольку, поскольку они связаны с Римом. Действительно, в общих работах, посвященных эллинистическому периоду, предлагается современное разделение древнего мира, делящее Средиземноморский бассейн на две части: восточные территории, завоеванные Александром Македонским, и западные регионы, находящиеся под влиянием Римской республики. Этот способ разделения истории и территории игнорирует некоторые регионы и ту историческую роль, которую они сыграли в течение этих двух столетий.
История части эллинского мира, Сицилии, кажется менее известной, особенно в период между Пелопоннесской войной и римской военной интервенцией на остров. Однако, если Сицилия и была вовлечена в конфликты конца пятого века, особенно в афинскую экспедицию в 415 году до н. э., то только потому, что сицилийские греческие колонии были связаны с самой Грецией. Это объясняется тем, что связи между сицилийскими греческими колониями и самой Грецией были еще живы и полезны для обеих сторон в нескольких аспектах: экономическом, политическом и военном. В частности, город Сиракузы поддерживал связи с Востоком и в то же время соперничал с другими городами Сицилии и со многими иностранными силами: Римской республикой, карфагенянами и коренным населением острова. После Пелопоннесской войны Дионисий Старший, правитель Сиракуз, позаботился о том, чтобы сохранить отношения со Спартой, но также, после ее ослабления, и с Афинами. Он умер в 367 году до н. э., оставив Сиракузы и поселения под своей властью в руках своего сына, Дионисия Младшего, который боролся за сохранение власти с Дионом.
В это время Сиракузы, как и другие города острова, снова вступили в период политических перемен. В этот период возросли некоторые требования, например, перераспределения земли и отмены долгов. Эти требования были связаны с так называемыми демократическими политическими группировками, которые выступали против сторонников олигархии. Раскол на две фракции распространился по всему западному греческому миру. В связи с этим несколько τύραννοι захватили власть в Сицилии, пока в 344 году до н. э. не вмешался Тимолеонт. Посланный городом Коринфом по просьбе Гикета Леонтинского, Тимолеонт одержал победу в сражениях как против τύραννοι, так и против карфагенян.
В 338 году до н. э. договор между карфагенянами и тимолеонтовцами упорядочил силы на острове. Он предусматривал, что остров будет разделен между карфагенянами и греками по реке Галик. Часть к западу от реки составляла карфагенскую эпикратию, включая коренное население сиканов и элимов. Греки сохранили за собой восточную часть острова с сицилийским населением. Тимолеонтовский договор также предусматривал создание симмахии свободных греческих и сицилийских городов под военным руководством Сиракуз. Чтобы восстановить ослабленное десятилетиями войн гражданское тело, был предпринят процесс реколонизации с предоставлением гражданства грекам, желающим поселиться или вернуться в Сиракузы. Тимолеонт, похоже, попросил переписать сиракузскую политию и в 336 году до н. э. привел к власти Совет шестисот. В условиях напряженности между олигархами и демократами эти изменения благоприятствовали сторонникам олигархии.
Смерть Тимолеонта ввергла Сиракузы в ситуацию стазиса, когда партия демократов противостояла олигархическим сторонникам Совета шестисот. Пока в Сиракузах на Востоке царил хаос, Филипп II Македонский создал прецедент, взяв под контроль европейскую Грецию. Он умер в 336 году до н. э., когда его признали македонским монархом. Затем началось возвышение Александра Македонского, за которым последовали его восточные завоевания. Смерть последнего в 323 году до н. э. породила конфликтную ситуацию. Это было начало эллинистического периода, когда смерть Александра в 323 году до н. э. привела к политической нестабильности. Главные офицеры Александра претендовали на его престол и боролись за его империю.
Помимо распространения греческой культуры, этот период ознаменовалсяпоявлением великих эллинистических монархий и их способов легитимации исамовыражения. Диадохи быстро приняли на себя атрибуты царской власти, в частности, претендуя на титул βασιλεύς и чеканя монеты. Одним из способов добиться признания власти была война и завоевание с помощью копья. Воинские качества диадоха узаконили его власть и титул преемника Александра Македонского. Территории, значительные и часто негреческого происхождения, были подчинены этим правителям греко–македонской культуры. В этих условиях судьба автономии греческих городов вокруг Эгейского моря не определялась, и они иногда объединялись во влиятельные федерации типа Ахейской лиги. Межгосударственные отношения, многочисленные и сложные, распространялись на гораздо большую территорию и многокультурное эллинизированное население. Рост царских или федеральных армий, все больше состоящих из наемников, был вызван постоянными конфликтами за завоевание территории и защитой гораздо более обширных владений для определенных государств. В результате такого сочетания характеристик половина известного мира того времени стала тем, что Г. Дройзен назвал эллинизмом.
Александр Македонский продолжил свои приключения на Востоке до Инда, а Запад остался в стороне от территориальных претензий диадохов. Тем не менее эти регионы были ареной политической, дипломатической и военной активности под влиянием формирующегося нового мирового порядка. Именно в этой суматохе, охватившей Средиземноморье с востока на запад, Агафокл Сицилийский начал свою карьеру в Сиракузах. До сих пор неизвестный эллинистической историографии, Агафокл занимался политической и военной деятельностью с 330 года до своей смерти в 289 году. Вначале он отличился своими военными способностями во время военных действий в Сицилии и в Южной Италии. Вскоре он стал лидером демократической партии, которая противостояла различным олигархическим группировкам в западных греческих городах. После успеха своего переворота в Сиракузах в 317/316 г. до н. э. он вновь занял политический пост, который обеспечил ему значительную власть как в городе, так и в греческой симмахии. Он использовал свое положение военачальника для преследования членов олигархической оппозиции, которые укрылись в другихгреческих городах. Карфагеняне вмешались в конфликт, встав на сторону олигархии и опираясь на условия Тимолеонтовского договора 338 года до н. э. Агафокл высадился в Ливии в 310 году до н. э. и сражался с карфагенянами на их собственной земле. После нескольких побед в Северной Африке он последовал примеру полководцев Александра Македонского и принял или получил титул βασιλεύς. Он также чеканил монеты со своим именем и титулом. По возвращении на Сицилию его власть возросла, и в результате последовательных войн он, похоже, стал правящим главой западной части острова. Укрепившись в Сиракузах, Сицилии и Северной Африке, он распространил свое влияние по всему Средиземноморью, особенно в южной Италии. Во время войн диадохов он вмешался в Коркирскую войну против Кассандра и македонской армии. Он также поддерживал отношения с Деметрием Полиоркетом и Птолемеем Сотером. В ходе своей политической и военной деятельности Агафокл, по–видимому, носил несколько титулов, которые отражали и политические перемены на Востоке: он был главой политического режима, при котором он представлял из себя единого правителя, как древние τύραννοι Сицилии и новые βασιλεῖς эллинистических монархий. Его стремление к расширению своей власти и отношения, которые он поддерживал с другими государствами, оставили след в истории эллинистического мира.
Э. Замбон предлагает нам пересмотреть значение этой личности вполитической динамике своего времени, ссылаясь на его политический титул: «Приняв царский титул, Агафокл придал своему владычеству новое значение, которое интегрировало его — и его родину тоже — в новый мир, созданный завоеваниями Александра». И дело не столько в том, что он первым принял титул βασιλεύς одновременно с диадохами, сколько в том, что он мало рассматривается в историографии эллинистического периода.
Когда он упоминается, его часто считают греческим тираном Сицилии, который был βασιλεύς только по имени. Термины τύραννος и tyrannus действительно используются в древних источниках, но наряду с другими словами типа βασιλεύς, δυνάστης и rex. Однако переводы древних текстов, в которых упоминается Агафокл, иногда не согласуются с терминами, используемыми в языке оригинала. Когда мы смотрим перевод Исторической библиотеки Диодора Сицилийского в Loeb Classical Library, то количество случаев перевода лексемы δυναστ- как «тиран» и «тирания» достаточно велико: XIX, 2, 1; XX, 4, 4; 4, 7; 13, 4; 57, 2; 62, 2; 63, 6; 63, 7; 68, 4; 69, 2; 77, 2; 77, 3. Подобный перевод может повлиять на представление читателя о могуществе Агафокла, а не представить реальное разнообразие и значение лексики, используемой античными авторами. Однако Агафокл Сицилийский назывался βασιλεύς в греческой литературе и rex в нескольких римских источниках. Использование уничижительных терминов вместо передачи реального разнообразия древней лексики может привести к непониманию древней политической истории.
Один факт остается фактом: Агафокл Сицилийский представлен в источниках как обладатель власти самодержавного типа. В XIX книге «Исторической библиотеки» Диодора после государственного переворота, совершенного Агафоклом в Сиракузах, приводится первое свидетельство самодержавного характера власти, которую Агафокл взял на себя с этого момента. После убийств и грабежей, вызванных политическим переворотом, Диодор сообщает, что Агафокл выступил перед собранием с речью, в которой заявил, что возвращает народу αὐτονομία и сменил свое военное одеяние(χλαμύδιον) на гражданскую тунику (ἱμάτιον). Однако Собрание решило иначе:
«Как бы то ни было, те, кто разграбил имущество жертв, тут же закричали ему, чтобы он не бросал их и принял вместо них верховное руководство делами. Сначала он молчал, а затем, когда толпа стала давить на него, заявил, что он согласен принять стратегию, но при условии, что он будет осуществлять ее в одиночку. Он фактически не признавал, что за проступки, совершенные другими, он должен нести ответственность как соучастник, чего требовал закон. Поскольку толпа предоставила ему право править единолично, он был избран стратегом с полными полномочиями, и теперь было ясно, что он держит власть и управляет городом» (XIX, 9, 3-4).
Народное собрание, после десятилетий войн между сторонниками олигархии и демократии, решило позволить Агафоклу править единолично (μοναρχεῖν) и дало ему особый титул, который больше не встречается в литературе - στρατηγὸς αὐτοκράτωρ.
Путаница возникает из–за разнообразия названий, которыми литература награждает автократические режимы, и незнания значения этих терминов в их литературном контексте. Поэтому правомерно задать вопрос: как о титулах и самодержавной власти Агафокла сообщалось в древних литературных источниках?
Поэтому целью данной диссертации является изучение вокабуляра, используемого античными авторами при освещении занимаемой Агафоклом политической позиции. Для этого должны быть сначала обследованы, представлены и помещены в контекст произведения, в которых упоминается политический титул Агафокла. Во–вторых, нам необходимо установить состояние историографии о терминологии власти и ее значении в истории греческой и латинской литературы.
После того, как мы лучше поймем значение этих терминов для древних авторов, мы перейдем к инвентаризации политических титулов, приписываемых Агафоклу в избранных произведениях древнегреческой и латинской литературы, и проанализируем эволюцию использования этих терминов.
Для того чтобы ответить на наш исследовательский вопрос и достичь целей диссертации, предпочтение отдается историческому и аналитическому методам. Исторический метод в контексте антиковедения предусматривает изучение древних источников, связанных с предметом исследования, а также обогащение знаний о предмете путем изучения научных исследований, проведенных в последние десятилетия. Поскольку наша цель — пролить свет на то, с какой стати в литературе появились те или иные термины, рассматриваются только письменные источники. Скудость литературных источников, характерная для изучения античности, обязывает нас рассмотреть все тексты, в которых упоминается властный титул Агафокла, между концом IV века до н. э. и IV веком до н. э., даже если этот персонаж представлен вне своего исторического контекста.
Аналитический метод проводится в форме лексикологического и тематического анализа. Термины, связанные с корнями τυρανν- для греческого языка и tyrann- для латинского, слова, связанные с δυναστ-, лексика βασιλεία, а также лексическое поле rex и imperium являются основными объектами лексикологического анализа для проведения исследования.
Исчерпывающий перечень этих самодержавных титулов Агафокла Сицилийского никогда ранее не проводился. Поэтому читателя отсылают непосредственно к текстам древних авторов.
Здесь ставится цель провести не полный анализ произведений, а скорее выборочный обзор элементов лексики, необходимых для построения политического портрета Агафокла, нарисованного античными авторами. Среди разрозненных упоминаний в античных источниках для Агафокла Сицилийского вырисовывается портрет активного политика. Античные авторы, как благосклонные, так и неблагосклонные к этому персонажу, наделяли его характеристиками, которые связывали его с военным и политическим поведением того времени, то есть времени, когда преемники Александра Македонского вели территориальные войны и заключали союзы, заложившие политические основы новой средиземноморской реальности. Однако эти источники в основном происходят из контекстов, отличных от контекста диадоховских войн. Они датируются периодом со второй половины IV века до н. э. до конца IV века до н. э., а их географическое положение простирается от эллинизированного Востока до римской Галлии. Эти литературные источники кратко представлены здесь, но более подробно они обсуждаются в следующей главе.
Для того чтобы пролить свет на портрет самодержавной власти Агафокла в литературе, необходимо сначала провести исследование Историческойбиблиотеки Диодора Сицилийского. Изучение книг XIX, XX и фрагментов книги XXI является центральным элементом литературного корпуса, поскольку автор занимается историей острова после смерти Александра Македонского. Книга Юстина «Abrégé des Histoires philippiques» является вторым важным произведением в нашем анализе. Это антология утраченных «Историй Филиппа» Помпея Трога. В книгах XXII и XXIII сообщаетсяистория Агафокла. К Диодору Сицилийскому, Трогу Помпею и Юстину добавляются еще тринадцать античных авторов.
Изучаются три греческих автора, чьи произведения исчезли, поскольку они были современниками Агафокла и написали о нем произведения, которые повлияли на тексты более поздних авторов. Это Каллий из Сиракуз, Тимей из Тавромения и Дурис из Самоса. Два греческих автора несколько раз упоминали Агафокла в своих произведениях, но не занимались конкретно историей сиракузянина. Полибийназвал Агафокла и его политический титул в пяти главах своего труда «Истории». Сиракузянин также встречается восемь раз в «Жизнях» и «Моралиях» Плутарха. Последний источник на греческом языке, который упоминает Агафокла, Аппиан Александрийский. Однако его две цитаты включены в Римскую историю в то время, когда автор излагает историю Пирра (Самнитская книга) и Пунических войн (Африканская книга). Остальные семь источников написаны на латыни и упоминают Агафокла лишь второстепенно. Автор комических произведений Плавт не имел никаких исторических амбиций, когда несколько раз упомянул Агафокла. Он упоминает этого персонажа в своих пьесах «Мостеллария», «Псевдол» и «Менехмы». В наш список источников включены также «Против Верреса» Цицерона, и исторический труд Тита Ливия «Римская история ". В седьмой книге «Faits et dits memorables» Валерий Максим использовал Агафокла в качестве примера военной стратегии.
Аммиан Марцеллин косвенно касается Агафокла в XIV книге своей «Истории», датируемой IV веком до н. э. К этим языческим авторам присоединяются два источника христианских авторов: «Божественные установления» Лактанция и «Эпиграммы» Авзония. Даже если свидетельства этих авторов об Агафокле минимальны, оставленные ими следы, по крайней мере, могут служить для сравнения с авторами, которые подошли к его истории более прямолинейно.
Обзор источников позволил установить корпус авторов, хронология которых охватывает более восьми веков, то есть с IV века до нашей эры по IV век нашей эры. Труды Диодора Сицилийского и Юстина остаются самыми обширными источниками о жизни сиракузянина и источниками, которые содержат наибольшее количество связанных с ним титулов власти. Они предлагают по крайней мере по одному рассказу об Агафокле на каждом языке и позволяют провести более тщательный лексикологический анализ как на греческом, так и на латыни. Сокращение Юстина остается коротким и неточным произведением.
Тем не менее метод Диодора дает возможность восстановить хронологию истории Агафокла и соотнести ее с общесредиземноморскими событиями того же периода. Источники, повлиявшие на труды Диодора и Юстина, почти все исчезли. Однако те немногие из них, которые сохранились, позволяют нам отметить различия во мнениях и весьма контрастные портреты изучаемого персонажа. Все другие авторы, которые работали с сиракузянином, делали это частично.
Наше исследование, безусловно, имеет некоторые ограничения. Разрозненное состояние источников и историографии политической мысли позволило нам работать только на конкретном примере Агафокла. Тем не менее, открыт путь дальнейшим исследованиям на эту тему, например, сравнению использования титулов для Агафокла и для политических деятелей того же периода, в частности, Деметрия Полиоркета. Существует параллель между характерами Деметрия Полиоркета и Агафокла, в основном в книге XX «Исторической библиотеки». Сравнение титулов власти этих двух персонажей было бы более чем интересным и поучительным делом в отношении того, как античные авторы приписывали политические титулы политическим деятелям раннего эллинистического периода. В политическом плане оба они носят титул βασιλεύς, но представлены они по–разному. Деметрий предстает у Диодора как великий герой трагического типа, в то время как Агафокл напоминает комического персонажа, который использовал ложь и уловки для достижения своих целей: Диодор рисует портрет Агафокла, который в некотором роде похож на портрет Одиссея с тысячей хитростей.