4. Предшественник и преемник

Марк Ульпий Траян жил с 53 по 117 г. и был императором в 98-117 гг. Он был усыновлен Нервой в 97 г. В исторической традиции он стал известен как один из лучших римских императоров. Он был воином и завоевателем и стал изображением успешного солдата–императора. Его репутация хорошего императора сохранилась до наших дней. Траян приходился двоюродным братом отцу Адриана и стал его опекуном после смерти отца Адриана. Сам Траян и его жена Плотина никогда не имели детей, но у сестры Траяна была дочь Матидия, которая в свою очередь стала матерью жены Адриана, Сабины. Отношения Адриана с Траяном временами кажутся несколько неспокойными, и в этой главе мы обсудим их более подробно. Я также рассмотрю дискуссии вокруг возникших после смерти Траяна слухов, связанных с усыновлением Адриана, и их подлинностью.
Т. Аврелий Фульвус Бойоний Аррий Антонин, позже прозванный Пием, в конце концов стал преемником Адриана и, согласно Historia Augusta, не был первым выбором. Антонин Пий жил с 86 по 161 г. н. э. и был императором в 138–161 гг. Несмотря на проблемы, возникшие после смерти Адриана, правление Антонина было отмечено гармонией между сенатом и императором и без каких–либо изменений в силе или положении императора. Антонин Пий следовал административному правлению империи, которое окончательно сформировалось при Траяне и Адриане, но был столь же активным и прилежным императором, как и его предшественники. Хотя Антонин Пий не покидал Рима, положение императора как лидера и источника этого правления не изменилось. Адриан выбирал другие альтернативы, прежде чем выбрать в качестве своего преемника Антонина, что будет обсуждаться в этой главе. Я также рассмотрю несколько необычное решение поставить усыновление в зависимость от усыновления Антонином двух других, более молодых людей, выбранных Адрианом. Конец правления Адриана также будет обсуждаться в этом контексте, чтобы посмотреть, как описываются отношения между Антонином и Адрианом, особенно касательно того, что извлечено из вспышек насилия Адриана.
В этой главе я намереваюсь рассмотреть отношения между Траяном и Адрианом, сначала при жизни Траяна, а затем после его смерти. Затем я посмотрю, как биография описывает действия Адриана, связанные с внесенными им изменениями, вроде отказа от ряда завоеванных Траяном территорий. Я также рассмотрю процесс избрания преемников Адриана и возможных преемников. Это означает обращение не только к Антонину Пию, но и к другим, упомянутым в биографии в качестве потенциальных наследников.

Адриан и Траян

Как упоминалось ранее, Траян был родственником отца Адриана, и когда его отец умер, Адриан стал фаворитом будущего императора. Говорят, что в 15-летнем возрасте Адриан вернулся в свой родной город и поступил на военную службу, как в биографии, но Траян, как говорят, призвал его в Рим, потому что Адриана критиковали за то, что он увлекался охотой. После этого Траян, как говорят, относился к Адриану как к сыну, и вскоре после этого Адриан начал свою политическую карьеру, став одним из децемвиром для решения судебных дел. После этого он стал трибуном второго Вспомогательного легиона. Это немного описывает отношения между Траяном и его подопечным, и кажется, что Траян серьезно отнесся к своей роли, вытащив его из ситуации, которая подвергала его критике. Факт, что Траян относился к Адриану как к сыну, дает картину очень близких отношений между ними. Здесь также описаны первые шаги Адриана на политической сцене, поскольку Траян был полон решимости туда его пристроить.
Более того, похоже, что после того как Адриан стал фаворитом Траяна, между ними были какие–то проблемы. Это должно было произойти после того, как Адриан передал сообщение о смерти Нервы, что я обсуждала в предыдущей главе. Упоминается, что между Адрианом и Траяном возникли трудности из–за его поведения в окружении мальчиков, которых Траян очень любил. Здесь человек по имени Галл, как говорят, навредил Адриану. Здесь не совсем неясно, что происходило между ними. Возможно, здесь намек на то, что Адриан вел себя неподобающим образом с мальчиками, которые были связаны с Траяном, и что другие люди вокруг Траяна, примером которых является Галл, могли использовать возможность создать большее отчуждение между ними. Также впервые упоминается, что не все из окружения нового императора были очень довольны тем, что Адриан подошел так близко к Траяну. Согласно биографии, Адриан сейчас очень обеспокоен отношением Траяна к нему и якобы советовался с Вергилием. Другие считают, что ответ, который он получил, происходил из Сивиллиных книг. Говорят, что он также получил ответы о своей грядущей власти из храма Юпитера.
Это показывает, что между Адрианом и Траяном, должно быть, произошел раскол, и кажется, что Адриана это должно было беспокоить. Однако после получения помощи от Суры дружба Адриана с Траяном была восстановлена ​​и теперь описывается как более крепкая, чем когда–либо. Сура был консулом в третий раз в 107 г. н. э. и был высокопоставленным командиром во время войн в Дакии, за что получил несколько наград. Это подчеркивается тем фактом, что Адриан теперь женат на Сабине, родственнице Траяна. Однако, как упоминалось ранее, Траян не слишком приветствовал замужество Сабины за Адрианом, поэтому может показаться, что они не были так уж близки. В любом случае Адриан снова оказался в хорошей компании, и кажется, что возникший конфликт был улажен. Также упоминается, что когда Адриан присоединился к Траяну в первой дакийской войне (101-102 гг.), эти двое были очень близки. В биографии говорится, что Адриан якобы сказал в своей автобиографии, что он проникся привычками Траяна и пил много вина, за что был щедро вознагражден императором.
Во время Второй дакийской войны (105-106 гг.) Адриан был назначен Траяном командовать легионом Минервы. Биография повествует, что Адриан прославился многочисленными и блестящими подвигами, и за это ему подарили алмаз, который сам Траян получил от Нервы. Этим подарком он воодушевился в своей надежде унаследовать имперскую власть. Хорошо поработав в качестве наместника Нижней Паннонии он был вознагражден первым в своей жизни консульством. Находясь на этой должности, он, как говорят, услышал от Суры, что он будет усыновлен Траяном, и с тех пор друзья Траяна больше не относились к нему с презрением и пренебрежением. После смерти Суры дружба Адриана с Траяном стала крепче в основном благодаря речам, которые Адриан писал для императора. Адриан поэтому продолжил свою политическую карьеру, и возможно, что Траян в это время пытался пообтесать Адриана, потому что имел его в виду как возможного преемника. Здесь также снова выясняется, что другие друзья Траяна плохо обходились с Адрианом. Причин для этого может быть много, об этом дается мало информации, но кажется, что биография намекает на то, что другие, возможно, завидовали положению Адриана и его близости к Траяну. Возможно, именно по этой причине они изменили свое мнение, поскольку появилась реальная возможность того, что Адриан захватит власть.
Бирли утверждает, что Траян хотел обеспечить Адриану нормальную политическую карьеру и замаскировал его под обычного сенатора, по крайней мере, на время. Бирли по–прежнему отмечает, что Адриану разрешили трибунат на год раньше обычного. В биографии утверждается, что после того, как двое врагов Адриана, Пальма и Цельз, оказались под подозрением в стремлении к трону, усыновление Адриана казалось неизбежным. Отсюда должно считаться само собой разумеющимся, что по милости Плотины Адриан стал консулом во второй раз. Ходили слухи, что Адриан подкупал вольноотпущенников Траяна, ухаживал за его фаворитами и развращал их, чему, согласно биографии, многие верили. То, что усыновление Адриана было столь железным, как упоминается здесь в биографии, кажется несколько странным, учитывая все слухи и сомнения, которые появляются вскоре после смерти Траяна. Фактически в биографии упоминается, что преобладала точка зрения, согласно которой Траян с одобрения многих своих друзей планировал усыновить совершенно другого человека, некоего Нератия Приска. Бирли утверждает, что слухи о поведении Адриана с освобожденными рабами и фаворитами Траяна, вероятно, происходили от большого отвращения к Адриану как преемнику.
Некоторые также могли подумать, что Траян планировал последовать примеру Александра Великого: при смерти не назвать преемника. Другие утверждают, что он намеревался послать запрос в сенат об избрании императора, если с ним что–то случится, и назвать лишь несколько имен, чтобы сенат мог выбрать лучшего. Как я обсуждала в предыдущей главе, существовала также теория, согласно которой усыновление Адриана подстроила Плотина. То, что Траян планировал умереть, не назвав преемника, кажется очень маловероятным, поскольку это могло привести к большому хаосу и борьбе за власть. То, что Траян планировал позволить сенату голосовать, могло быть шагом, чтобы показать, что он был императором, который позволил сенату иметь больше голоса, и что он очень уважал это сословие.
Рёдер считал, что проблемы между Траяном и Адрианом возникли из–за того, что Траян не мог понять сложную природу своего подопечного. Траян, должно быть, все же назначил Адриана преемником после того как узнал его побольше, пока последний находился в его окружении. За это время Адриан доказал свои способности администратора и воина. Рёдер считал, что одной из причин, по которой Траян так долго не назначал Адриана, возможно, были разногласия в области политики. Адриан был мирным человеком, думает Рёдер, и это могло беспокоить Траяна. Похоже, что Рёдер верил, что Траян был убежден в способностях Адриана, но он опасался, что Адриан разрушит то, что он сам совершил в своих войнах.

После смерти Траяна

Говорят, что после смерти Траяна Адриан направил в сенат тщательно составленное письмо с просьбой обожествить Траяна, что было единодушно принято. Говорят также, что сенат вполне добровольно вручил Траяну намного больше наград, чем просил Адриан. То, что Адриан попросил у сената этой чести для Траяна, вероятно, не было неожиданностью. Я бы подумала, что если бы Адриан не попросил, это было бы большим шоком.
Решение сената присудить Траяну больше наград тоже не кажется странным. Траян появляется как император, с которым у сената было мало проблем, и он, должно быть, был очень популярен, поэтому кажется естественным, что с ним поступили так после его смерти. Более того, по–прежнему кажется, что сенат должен был предложить Адриану триумф, который должен был быть отдан Траяну. Говорят, что Адриан отказался и велел нести в триумфальной колеснице изображение Траяна, чтобы «лучший из императоров» не упустил чести триумфа даже после своей смерти. Сенат оказал эту честь Адриану, возможно, скорее для народа, чем для Адриана. Возможно также, что это обстоятельство используется как способ показать, что Адриан очень уважал Траяна и его деяния, и он хотел дать понять, что эта честь принадлежит ему. Позже рассказывается о другой инициативе, которую Адриан якобы активировал в честь Траяна: он намазал бальзамом и шафраном сиденья в римском театре. Адриан также построил храм для Траяна, здание, которое, как утверждает биография, было единственным, на котором он указал свое имя.
В биографии говорится, что, когда Адриан принял императорскую власть, он сразу же взял курс на политику прежних императоров и сосредоточился на поддержании мира во всем мире. Вероятно, это должно быть намеком на Августа и его политику убавления империи до управляемых размеров. Чтобы оправдать решение Адриана, биография продолжает, что завоеванные Траяном народы начали восставать. Здесь упоминается, что мавры, сарматы, британцы и области, например, Египет, Ливия и Палестина проявили признаки восстания, и Адриан отказался от всех завоеваний к востоку от Евфрата и Тигра. Говорят, что Адриан имел обыкновение говорить, что он следовал примеру Катона, который просил, чтобы македонцы, поскольку они не могли считаться подданными, были объявлены свободными и независимыми. Об отказе Адриана от больших территорий, завоеванных Траяном, не раз упоминается позже. Затем также добавляется, что он разрушил на Марсовом поле построенный Траяном театр, несмотря на просьбы его сохранить. Далее в биографии говорится, что эти непопулярные решения стали еще менее популярными, потому что у Адриана должен быть полезный предлог, что любое решение, которое, по его мнению, будет плохо принято, было тайно навязано ему Траяном. В этом контексте Бирли добавляет, что народ позже получит выгоду от строительной программы Адриана на Марсовом поле. Поэтому даже если люди будут недовольны, они позже выиграют от этих решений.
Говорят также, что когда дело доходило до других лидеров и мелких царей, Адриан избрал другую тактику. Биография гласит, что он предложил дружбу им и даже Осдрою, царю парфян. Он вернул Осдрою его дочь, захваченную Траяном, и пообещал вернуть отнятый у него тем же Траяном трон. Здесь выясняется, что Адриан, похоже, выбирает гораздо более дипломатичный и примирительный подход, чем его предшественник. Сообщается также, что он сместил Партамазириса, которого Траян назначил царем над парфянами, потому что, как говорят, он видел, как парфяне не уважают этого человека. Вместо этого тот стал править соседними племенами. Эта тактика дала явные результаты, поскольку позже говорят, что парфяне считали Адриана своим другом, потому что он убрал царя, которого поставил над ними Траян. Решения Адриана были направлены на обеспечение мира на границах империи. При Траяне римляне пережили много войн и почитали его, поэтому решения Адриана не были приняты всеми, и упоминается, что он пытался переложить часть ответственности на Траяна. В любом случае, похоже, его образ действий создал более стабильные отношения с другими правителями.
Решение Адриана отказаться от территорий, которые были завоеваны Траяном, защищается Рёдером, который считал, что Адриан был в первую очередь обеспокоен способностью Римской империи удерживать эти территории. По мнению Рёдера, Адриан все тщательно взвесил и в конце концов, должно быть, пришел к выводу, что сохранить их невозможно. Чтобы избежать увеличения расходов и бремени для населения, Адриан решил, что для Римской империи лучше всего отказаться от политики Траяна. Здесь Рёдер снова защищал нового императора, описывая его как умного человека и ответственного правителя, который решил думать обо всем царстве и его будущем, а не о недолговечной славе, которую он мог бы получить в результате войны.
Бирли указывает, что Адриан приказал полностью эвакуировать Месопотамию, Ассирию и великую Армению. На практике, по мнению Бирли, уже Траян отказался от большей части недавно завоеванных территорий, но действия Адриана все еще рассматривались как полный отказ от этих территорий. То, что в биографии приводится как объяснение Адриана, не кажется Бирли очень убедительным, но он добавляет, что уход из этих областей был необходимым шагом. Позже он упоминает, что, вероятно, наибольшее недовольство вызвало оставление завоеванных территорий к северу от нижнего Дуная. Как и Рёдер, Бирли не видит здесь в действиях Адриана ничего негативного, но он не заходит так далеко в интерпретации мотивов Адриана, как Рёдер.

Преемники Адриана

Historia Augusta говорит, что после того, как Адриан заболел, он начал думать о преемнике. Как уже упоминалось, он сначала думал о Сервиане, но затем заставил его покончить жизнь самоубийством. В конце концов, он, должно быть, возненавидел всех, кого он раньше думал продвинуть к власти, как будто они действительно собирались стать императорами. Также упоминаются и другие претенденты, чьи кандидатуры, как говорят, Адриан рассматривал, но передумал, поскольку не мог представить их императорами. Как я объясняла ранее, я думаю, что очень маловероятно, что Адриан считал старшего Сервиана своим преемником. То, что у него были проблемы с поиском преемника, можно увидеть из того, что Адриан к концу своего правления описан как более подозрительный и гораздо менее дружелюбный человек. Описание Рёдера этого позднего времени рисует картину больного императора, который видит, как вокруг него развивается борьба за власть. Как упоминалось ранее, он был хорошо информирован своей тайной полицией, то есть фрументариями.
В биографии говорится, что Адриан усыновил Цейония Коммода, зятя бывшего заговорщика Нигрина, хотя его единственным достоинством была его красота. Несмотря на большое нежелание усыновить его, Адриан смирился. Коммод умер вскоре после усыновления. Говорят, что он был болен какое–то время, настолько болен, что не смог обратиться к сенату, чтобы поблагодарить Адриана за усыновление. Говорят, что ему дали слишком много лекарств, и вскоре он умер. Выбор Цейония Коммода кажется очень странным, особенно с учетом его слабого здоровья. То, что его единственным качеством была его внешность, больше похоже на вялый намек на гомосексуальность Адриана, чем на факты. Возможно, это связано со слухами или сплетнями, которые возникли позже.
Бирли выдвигает теорию о том, что Адриан полностью осознавал, что Цейоний Коммод не проживет долго и будет удерживать власть лишь некоторое время, и тогда один из фаворитов Адриана, Марк Анний Вер, молодой человек, по желанию Адриана женился на одной из дочерей Цейония Коммода. Рёдер считал, что, хотя Цейоний Коммод был известен своей красотой, он все же был умным человеком, иначе Адриан не выбрал бы его. В этом контексте теория Бирли кажется более логичной. Даже если бы этот кандидат был умен, его здоровье все же было слабым, и я сомневаюсь, что Адриан выбрал бы преемника с плохим здоровьем, если бы у него не было другого кандидата, который бы занял его место.
После смерти Цейония Коммода Адриан заболел тяжелой болезнью, и тогда он усыновил Аррия Антонина, которого позже назвали Пием. Адриан поставил ему условие усыновить двоих преемников. В Historia Augusta эти двое названы Аннием Вером и Марком Антонином, и позже они правили как первые совместные императоры. Здесь автор биографии перепутал имена. Один из них был сыном Цейония Коммода, и его самого звали Коммодом. После усыновления он стал Л. Аврелием Коммодом. Другой был молодой человек по имени Марк Анний Вер, помолвленный с дочерью Цейония Коммода. После усыновления его назвали М. Аврелием Вером. Здесь вспоминается теория Бирли. Лично я не совсем уверена, что именно Аврелий Вер всегда был любимцем Адриана. Это кажется очень рискованным, учитывая, насколько болен был Цейоний Коммод и насколько молод был Аврелий Вер. Возможно, он надеялся, что молодой человек пойдет далеко, и у него были на него планы, но я скорее думаю, что это стало реальностью только с усыновлением Антонина Пия. По мнению Рёдера, было ясно, что у Адриана оставалось мало времени, когда он выбрал Антонина Пия. Но на этот раз было также ясно, что не было других причин для выбора, кроме той, что Адриан хотел для империи лучшего кандидата. Хотя он защищал выбор Адрианом Цейония Коммода, похоже, он был рад, что не было никаких обвинений в том, что Адриан выбрал Антонина Пия из–за его внешности. Факт, что Адриан заставил преемника усыновить двоих преемников, поскольку его собственные были мертвы, также рассматривается как желание Адриана обеспечить прием власти в будущем и избежать связанных с этим проблем.
Historia Augusta дает три разных объяснения прозвища Антонина Пия. Первое объяснение гласит, что он получил это прозвище, потому что подал руку своему тестю, когда тот был ослаблен возрастом. Во втором объяснении говорится, что это прозвище было дано ему, потому что он спас многих сенаторов от Адриана, когда болезнь сделала его еще более жестоким. В последнем объяснении утверждается, что Антонин получил свое прозвище, потому что он дал Адриану много посмертных наград. Первое объяснение кажется мне довольно слабым, и я могу предположить, что оно было больше связано с двумя другими причинами. Это может быть одна из них, но также может быть комбинация двух. Биография далее рассказывает, что было много людей, которые были недовольны усыновлением Антонина, и в том числе Катилий Север, городской префект. Говорят, что у него были планы закрепить за собой императорскую власть, но когда об этом стало известно, он был снят со своего поста и заменен.
После этого, согласно биографии, Адриана, должно быть, охватило глубокое отвращение к жизни и он приказал слуге поразить его мечом. Это, однако, стало известно, и Антонин вместе с другими официальными лицами пошел к Адриану и попросил его проявить настойчивость. Говорят, что Антонин заявил, что стал бы отцеубийцей, если бы позволил своему приемному отцу покончить жизнь самоубийством. Это должно быть рассердило Адриана и он приказал убить человека, раскрывшего происшествие, но его спас Антонин. Это кажется хорошим примером того, как Антонин спасал людей от гнева Адриана. Эта небольшая история также иллюстрирует то, что Адриан тяжело переносил болезнь.
В биографии также упоминаются два других случая, когда Адриан, как говорят, пытался покончить с собой. Вскоре после этого Антонин, как сообщается, был оставлен на хозяйстве в Риме, а Адриан отправился на свою виллу в Байях на Неаполитанском заливе. Его состояние не улучшилось, и говорят, что он послал за Антонином. В его присутствии Адриан умер 10 июля 138 г. Возможно, согласно биографии, он был похоронен в Путеолах, на участке, принадлежавшем Цицерону. Historia Augusta далее утверждает, что Адриан умер, ненавидимый всеми. Под конец Адриан был очень болен, о чем свидетельствует его попытка самоубийства. Многое было сказано против него после его смерти, и в биографии говорится, что сенат хотел аннулировать его действия и лишил бы его обожествления, если бы не вмешался Антонин Пий. Последний поддержал Адриана и умолял о наградах для него после смерти, что не должно вызывать удивления. Если бы сенат был так суров по отношению к Адриану, как описано в биографии, Антонин Пий потерял бы авторитет как достойный императорской власти. Для преемника важно, чтобы его предшественник был признан, в противном случае выбор преемника не играл бы решающей роли. Факт, что Адриан решил приказать Антонину Пию усыновить двух преемников, которые позже смогут принять власть, был очень дальновиден. Эта дальновидность была важной добродетелью императоров, она помогала им узнать, что хорошо для империи и что нужно сделать, чтобы защитить ее.

Заключение

Отношения Адриана с Траяном описаны в биографии как несколько турбулентные, с положительными и с отрицательными периодами. Тем не менее Адриан вел довольно нормальную политическую деятельность в римской системе, что может указывать на то, что Траян подготовил его к приему императорской власти. Слухи, возникшие вокруг усыновления, вероятно, были связаны с неопределенной ситуацией, но Адриан в любом случае оказался сильнее всех.
Бирли указывает, что слухи могли возникнуть из–за недовольства Адрианом, но подчеркивает, что Траян потратил время на обеспечение политической карьеры Адриана. Для Рёдера объяснение неуверенности Траяна было связано с тем, что Адриан был мирным человеком, а не победителем, и Рёдер подчеркнул, что Адриан убедил Траяна в своих способностях. Бирли утверждает, что большие территории, которые, как говорят, покинул Адриан, что навлекло против него большое недовольство, были оставлены уже Траяном. Он также указывает, что другие решения, которые были непопулярны, когда они исполнялись, позже послужат во благо народа. Рёдер придавал большое значение тому, что Адриан отказался от территорий, потому что империя не могла удержать их, не возложив слишком тяжелое бремя на население. Отсюда оба автора создают впечатление, будто Адриан действовал из желания сделать лучшее для Римской империи, но эти решения были очень непопулярными. В любом случае в биографии говорится, что на эти решения смотрели неодобрительно, и они преподносятся как отрицательные.
Когда дело доходит до выбора преемника, поздний период жизни и правления Адриана описывается как очень мрачный, тогда как Адриан изображается как подозрительный и жестокий тиран. При этом указывается, что он пытался покончить жизнь самоубийством из–за болезни, что придает образу императора печальный финал. Его первым избранником в качестве преемника был болезненный человек, который умер вскоре после того, как было принято решение. Бирли утверждал, что он был предназначен лишь заполнить место, в то время как биография указывает, что должно быть сыграла роль его внешность. Рёдер твердо заявил, что Адриан не выбрал бы человека, единственной квалификацией которого была приятная внешность, но, похоже, он испытал облегчение от того, что в конце концов преемником стал Антонин Пий. Требование Адриана, чтобы Антонин Пий усыновил двух преемников, было истолковано как попытка закрепить за собой власть и как положительное решение.