Батон Синопский

Составитель: 

T 1: Strabon 12, 3, 11 p. 546
Синопа была местом рождения выдающихся людей: из философов — Диогена Киника и Тимофея Патриона; из поэтов — Дифила, автора комедий; из историков — Батона, который написал «Историю Персии».
T 2: Athen. 14. 45 p. 639 D:
Оратор Батон Синопский…
T 3: Diog. Laert. 8, 89:
Эратосфен (в книге "К Батону") говорит, что "Собачьи разговоры" — тоже его сочинение; а другие — что их написали египтяне на своем языке, а он их перевел и обнародовал для эллинов.

Аттическая история

Книга вторая
F 1: Schol. Pindar. J. 4, 104:
Батон в книге второй Аттической Истории сообщает дети Геракла и Мегары Полидор, Аникет Мекистофон, Патрокл, Токсоклит, Менеброт, Херсибий.

О тиранах в Эфесе

F 2: Athen. 7, 33 p. 289 BC
Клянусь Афиной, так заноситься не стал бы даже сиракузянин Менекрат, по прозвищу Зевс! Он безмерно гордился своим врачебным искусством, считая себя единственным дарителем жизни всем людям. Всех, кто шел к нему лечиться от так называемой священной болезни, он принуждал давать подписку, что, исцелясь, они будут повиноваться ему как рабы. Один из них ходил при нем в Геракловом одеянии и звался Гераклом; это был аргосец Никострат, излеченный от священной болезни, о котором упоминает Эфипп в пьесе "Пельтаст" [Kock. II.260]:
И разве Менекрат не называл себя
Владыкой Зевсом? Никострат из Аргоса
Не звался ли вторым Гераклом?
Другой носил плащ и жезл Гермеса и даже крылышки [на сандалиях], как у Никагора, тирана Зелеи, о котором пишет Батон в книге "О тиранах в Эфесе".
F 3: Sud. s. Πυθαγόρας ᾽Εφέσιος
Пифагор. Из Эфеса. После того, как заговорщически, уничтожен режим названый, Басилиды, он стал очень суровым тираном. Людям и широким массам он казался-и был–источником удовлетворения, одновременно подпитывая их надежды обещаниями и раздавая им лишь скудные прибыли; во всяком случае, для тех, кто пользовался авторитетом и властью, он был совершенно невыносим, так как грабил и конфисковывал их имущество. Но он также не колеблясь наказывал невинных людей самыми жестокими способами и убивал их без малейшего милосердия; ибо его безумие достигло такой точки; и его страсть к деньгам [была] безгранична; и он был очень восприимчив к клевете, направленной против близких ему людей. Этого было бы достаточно, чтобы он погиб худшим образом на земле, но, кроме того, он также проявил неуважение к религии. Во всяком случае, очень многих из ранее упомянутых людей, против которых он выступал, он убивал в храмах. Однако он не осмелился силой взять дочь одного из этих людей, которая искала убежища в святилище, но он поставил ее под постоянное наблюдение и истощил ее, чтобы указать, что [только] повесившись, девушка убежала от голода. Соответственно, последовало всеобщее бедствие и нехватка продовольствия, и Пифагор, очень обеспокоенный собой, отправился в Дельфы и искал решения несчастий. Пифия] заявила, что он должен воздвигнуть храм и заботиться о [погребении] мертвых. Он жил до персидского [царя] Кира, как Батон записал.

(О сиракузских тиранах)

О тирании Гиеронима
F 4: Athen. 6, 59 p. 251 EF
Батон из Синопы рассказывает в своей работе "О тирании Гиеронима" о парасите Фрасоне, имевшем прозвище Зубастик, который вечно тянул несмешанное вино. Другой льстец Гиеронима, по имени Сосий, стал виновником казни Фрасона, он же убедил Гиеронима возложить на голову диадему, надеть порфирные одежды и всё остальное, что носил тиран Дионисий.

О Фессалии и Гемонии

F 5: Athen. 14, 45 p. 639D—640A:
Оратор Батон Синопский в книге "О Фессалии и Гемонии" ясно показывает, что праздник Сатурналий — в высшей степени эллинский, и что у фессалийцев он называется Пелории; пишет он так: "Однажды, когда пеласги совершали общие жертвоприношения, к Пеласгу пришел человек по имени Пелор с вестью, что в Гемонии случилось великое землетрясение: гора Темпа раскололась, и [окрестные] болотные воды через разлом устремились в поток Пенея, а заболоченная ими местность обнажилась, подсохла от воды и явила взору равнину, просторную и прекрасную. Услышав такое, Пеласг собственноручно поставил перед Пелором щедрое угощение, и весь народ дружески нес к столу такого вестника все, что у него было самого лучшего; сам Пеласг от души ему прислуживал, и другие достойнейшие мужи, как кому случалось, прислуживали вместе с ним. Потому–то, рассказывают они, завладев потом этой новой местностью, они учредили празднество в подражание тому первому празднику: приносят жертвы Зевсу Пелорию, выставляют пышные столы и такое являют радушие, что приглашают всех чужестранцев, освобождают всех невольников, и угощают рабов, вольно раскинувшихся на ложах, и сами им прислуживают. До сих пор это у фессалийцев самый главный праздник, и называется он Пелориями".

О поэте Ионе

F 6: Athen. 10, 48 p. 436F:
В сочинении "О поэте Ионе" Батон Синопский пишет, что и этот был любителем выпивки и сладострастных утех.
F 7: Plutarch Agis 15
Правда, Батон из Синопы утверждает, будто Агид не хотел участвовать в битве вопреки распоряжению Арата, но он просто не читал, что пишет об этом сам Арат.