25. Эриксо

[1]
В этой драматической плутарховой миниатюре подробно освещена краткая интермедия тирании Леарха в Кирене, о которой Геродот упоминал в одной из своих фраз. Заметка Геродота (4.160) встречается в ходе его рассказа о династии Баттиадов в Кирене. Аркесилай II, по его словам, поссорился со своими братьями, которые бежали из Кирены и обосновались в Барке. Преследуемые Аркесилаем, они смогли нанести ему сокрушительное поражение при Левконе. Геродот продолжает:
«После этого поражения Леарх задушил Аркесилая, а жена Аркесилая, по имени Эриксо, в свою очередь обманом убила Леарха. Батт, сын Аркесилая, хромой и кривоногий, получил потом корону».
Далее Геродот говорит о реформе киренской политии, проведенной Демонаксом из Мантинеи при Батте III Хромом (4.161).[2]
Повествование Плутарха сосредоточено на тирании Леарха и как его убили Эриксо и ее брат. Аркесилай II, говорит нам Плутарх, после смерти отца, Батта II, при попустительстве его друга Леарха, стал не царем, а тираном. Леарх, однако, сам замышлял стать тираном. Сначала он изгнал или убил многих знатных людей, возложив вину на Аркесилая; затем, наконец, он отравил царя и стал регентом для молодого наследника. Он попытался укрепить свое положение, женившись на Эриксо, вдове Аркесилая, и усыновив ее сына. Она хитростью убедила его прийти к ней домой без сопровождения, где он был убит ее старшим братом Полиархом и двумя товарищами. Заговорщики провозгласили царем молодого Батта (Батт III), и Полиарх восстановил в городе первоначальную форму правления. Плутарх добавляет, что египетские войска Леарха пожаловались Амасису, царю Египта, на Полиарха и Эриксо, но они оба смогли завоевать дружбу Амасиса, посетив Египет в сопровождении их матери Критолы, сестры Батта II.
Геродот, который прослеживал историю восьми Баттиадов в Кирене, в нескольких словах отразил временное прерывание Леархом этой династической последовательности. В этом свете должны рассматриваться различные идентификации Леарха, сделанные Геродотом и Плутархом. Сразу же после описания стасиса между царем и его братьями, Геродот сообщает, что Леарх убил Аркесилая.
Следовательно, для него или для его источника было целесообразно, чтобы Леарх был одним из братьев Аркесилая. Версия Плутарха, игнорирующая этот конфликт, определяет Леарха не как брата, а как друга. Версия Плутарха кажется верной: он следует киренскому повествованию, в котором очень подробно рассказывается о тирании Леарха. Рассказ Геродота также заимствован из киренского источника, но является одновременно сжатым и выборочным. Эпизод с Леархом изложен в одной фразе, и Геродот легко мог бы ошибочно отнести убийство Леархом Аркесилая к стасису братьев Аркесилая. Идентификация Геродота также не согласуется с другими предоставленными Плутархом материалами. Если бы Леарх был только одним из нескольких братьев, объединившихся против Аркесилая, его убийство Эриксо и Полиархом ничего бы не решило, так как фракция осталась бы. Провозглашение Полиархом Батта III царем обосновано только в том случае, если он был неоспоримым претендентом на трон. Следовательно, вероятность того, что Плутарх будет выступать против Геродота, подтверждается весомым аргументом.
Упомянутые Плутархом изгнанники, вероятно, принадлежали к партии братьев Аркесилая и были врагами как самого Аркесилая, так и Леарха. Эриксо и Полиарх были родственниками царской семьи, так как их мать Критола была сестрой Батта II. Они, по–видимому, поддерживали изгнанников своей оппозицией Леарху: провозглашенное ими восстановление родовой политии, по–видимому, обещало реформу, осуществленную вскоре после этого Демонаксом (см. 4.161), что ослабило бы царскую власть после злоупотребления ею со стороны Аркесилая и его незаконного преемника Леарха. [3]Упоминание Плутархом дружественных отношений с Египтом согласуется с сообщением Геродота (2.181), что Амасис египетский женился на киренке. Эта дружба началась после разгрома египетских войск от Батта II в 570 году до н. э. (2.161, ср. 4.159). Использование Леархом египетских войск, взятых у Амасиса, в данном контексте вполне оправданно, как и присутствие Критолы, сестры Батта II, в примирительной миссии Эриксо в Египет.[4]
Основным источником Плутарха для этого хорошо информативного повествования, должно быть, был некий киренский краевед. Бузольт предложил Акесандра, [5] которого Плутарх цитирует в Symposiaka 675 AB [FGrHist 469 F 7]. Однако фрагменты Акесандра относятся только к мифическому периоду. Другой возможный источник — Менекл из Барки (FGrHist 270), чьи Libukai historiai, согласно Якоби, «никакая не книга о Кирене … а собрание отдельных историй». Хотя он и не был настоящим краеведом, но свои рассказы черпал из них. Менекл в своем рассказе о путешествии первого Батта в Дельфы (FGrHist 270 F 6) значительно отличался от Геродота, как и здесь рассказ Плутарха. Его рассказ о Феретиме (FGrHist 270 F 5) значительно совпадает с рассказом Геродота (4.162-167), но в нем чувствуется романтический тон, заметный также в рассказе Плутарха об Эриксо. В противовес этой условной идентификации следует отметить, что Плутарх никогда не цитирует Менекла.


[1] Это одна из историй из Mulierum Virtutes, использованных Полиэном в Strategemata (8.41).
[2] Геродот является источником Николая Дамасского (FGrHist 90 F 50). Иначе эта история не упоминается. Геродот и Николай используют форму Learchus, Плутарх и Полиэн - Laarchus.
[3] Шефер предполагает, что Эриксо и Полиарх представляли третью фракцию, отделимую как от изгнанников, так и от Леарха.
[4] Попытка Маццарино интерпретировать эти отношения с Египтом как вассальную зависимость от Амасиса является необоснованной.
[5] Аристотель в политии киренцев (cм. fr. 528-531 Rose) вероятно, упоминал Леарха, но его рассказ вряд ли был настолько подробным.