23. Пергамская женщина

Заключительное повествование в галатской серии Плутарха необычно тем, что героиня — не галатка, а пергамка — не занимает центрального места в повествовании. Плутарх сообщает нам, что во время пребывания в Пергаме Митридат привел к себе в качестве друзей шестьдесят галатских вельмож, но обращался с ними надменно и тиранически. В конце концов Эпоредорикс, тетрарх тосиопов, решил убить его и заручился поддержкой других галатов. Но заговор дошел до ушей царя, и он приказал казнить их всех, одного за другим. Отдав приказ, он вспомнил, что есть один человек, особенно молодой и красивый, которого он хотел бы оставить в живых. Было уже поздно, но он послал сообщение палачу, чтобы тот пощадил его. Юноша, которого звали Беполитан, был спасен странной удачей, так как палачу понравился его богатый плащ и, желая сохранить его чистым и без пятен крови, снимал его с большой осторожностью. В это время прибыл посланец Митридата, и Беполитана спасла, как это ни парадоксально, жадность. Но Эпоредорикс был казнен, а его тело было выброшено без погребения, и никто не осмеливался прикоснуться к нему, пока молодая пергамская женщина, знакомая Эпоредорикса, не попыталась похоронить его должным образом. Люди царя арестовали ее и привели к нему, но он был поражен ее юным и невинным видом и, услышав, что причиной ее поступка была любовь, смягчился и позволил ей забрать и похоронить тело.
Митридат VI Евпатор убил своих галатских союзников, которые, по–видимому, содержались в Пергаме скорее как заложники, чем как друзья, пока там находился двор в 86 г. до н. э. Это был лишь один из ряда тиранических актов против его союзников и подданных, которые помогли ослабить его вновь обретенную власть над Малой Азией. Аппиан (Mithr. 46) упоминает об этой резне, сообщая, что не только тетрархи, но и их жены и дети были убиты, а их имущество конфисковано, потому что Митридат боялся, что они перейдут к Сулле. Затем Митридат назначил Эвмаха, одного из своих военачальников, сатрапом Галатии, но тот был сразу изгнан тремя тетрархами, которым удалось избежать бойни. Возможно, Беполитан был одним из них.
Источник Плутарха для этой истории неизвестен. Ни один другой писатель не приводит рассказа, сохраненного Плутархом: Аппиан рассматривает то же событие, но из его изложения и содержания видно, что его версия основана на традиции, отличной от плутарховой. Вполне вероятно, что источником Плутарха была какая–то История, так как при составлении своих биографий Суллы, Лукулла и Помпея он имел достаточно поводов ознакомиться с каким–нибудь историческим рассказом о деятельности Митридата в Пергаме.
В этом отрывке есть трудности с именами. Хотя Poredorax является чтением рукописей, Eporedorix представляется разумной поправкой и принимается Нахштедтом. Форма Poredorax не поддается проверке, тогда как Eporedorix — кельтское имя, встречающееся у Цезаря (Bellum Gallicum 7.39.1, 7.67.7) и в надписях из Галлии (CIL XIII 2728, 2805). Плутарх сообщает нам, что Эпоредорикс был тетрархом тосиопов. Большинство ученых считает, что это племя. Однако тетрархи были в то время правителями кланов, а не племен, и нет никаких оснований сомневаться, что тосиопы — это название одного из этих двенадцати родов, как и вотуры и амбитуты (названные Плинием в Naturalis historia 5.146).
Это тройное повествование об Эпоредориксе, Беполитане и пергамской женщине создает своего рода мост между историями до и после него.
С одной стороны, главные герои — галаты, и по крайней мере один из них — тетрарх, как и Синат, Синорикс, Дейотар и Ортиагонт. Тем не менее, героиня — пергамка и не не входит в серию Каммы, Стратоники и Хиомары. Однако ее мужество, когда она бросила вызов Митридату, и то, что царь изменил свое мнение, увидев ее, очень похожи на мужество Тимоклеи и уважение к ней Александра в Mul. Virt. 24. Поэтому, как и в случае с историей обороны хионок от Филиппа V в Mul. Virt. 3, этот рассказ является как связующим пассажем с Mul. Virt. 24, так и интересным повествованием в своем собственном праве.