20. Камма

[1]
Четыре раза подряд Плутарх рассказывает о добродетелях женщин Галатии. Первая из этих историй, самая драматичная, касается Каммы, жены галатского тетрарха Сината, которую любил и другой тетрарх, Синорикс. Последний, отчаянно пытаясь завоевать Камму при жизни мужа, убил его и через короткое время посватался к вдове, утверждая, что убийство было только доказательством его великой любви к ней и не было нечестием. Поначалу Камма отказывалась, но в конце концов дала согласие. На церемонии обручения она поделилась с ним отравленным эликсиром, и, увидев, что он выпил его, вознесла благодарственную молитву богине Артемиде, жрицей которой она была, за то, что ей позволили отомстить за убийство мужа.[2]
Синорикс пытался рассеять яд, катаясь на колеснице, но все же умер, а вскоре за ним последовала радостная Камма.
Плутарх также рассказывает эту историю в Amatorius 22 (768B-D). Сравнение между обеими версиями вновь показывает свободное обращение Плутарха с историческими анекдотами в своих сочинениях. В «Аматории» он защищает супружескую любовь. Он утверждает, что гетеросексуальная связь облагораживает даже отброса общества, и приводит в качестве примера преданную любовь куртизанки Лаиды к фессалийцу Гипполоху (с. 21, 766E-768B). Что же касается благородной женщины, соединенной любовью с законным мужем, то она предпочла бы терпеть ласки медведей или змей, а не объятия и постель другого мужчины. Доказательством этого утверждения служит история Каммы, которая не желала терпеть ухаживаний Синорикса, но предпочла убить и его, и себя. В общих чертах история одинакова в обеих версиях, и они, безусловно, происходят из одного оригинала. Тем не менее, появляются различия. Поскольку Плутарха особенно интересовала верность Каммы, он пишет в «Аматории», что после смерти мужа за ней ухаживали «многие цари и династы». Версия в Amatorius короче и не содержит, например, первоначального отказа Каммы и уговоров ее друзей и родственников. Совсем другая и молитва женщины после того, как Синорикс принял яд. Она адресована не Артемиде, а ее дорогому мужу, к которому она присоединилась после того, как отомстила за его убийство. В обеих молитвах содержится одна и та же цель — триумфальное исполнение давно скрытого желания отомстить, но поскольку в «Аматории» Плутарх акцентирует верность женщины, он приводит версию, которая подчеркивает, насколько любовь Каммы к своему мужу пересилила все остальные помыслы.
Особая полезность этой версии для «Аматория» предполагает, что история была адаптирована так специально для этого диалога. С другой стороны, рассказ в Mulierum Virtutes по своей менее конкретной направленности ближе к версии плутархова источника. Это наводит на мысль, что последний рассказ является также более ранним из двух. Однако оба они, по–видимому, написаны в последнее десятилетие жизни Плутарха.
До переустройства Малой Азии Помпеем каждое из трех галатских племен управлялось четырьмя тетрархами. [3] Между этими людьми существовало довольно хрупкое равновесие сил, так что иногда некоторые тетрархи пытались увеличить свое влияние за счет других. [4] Следовательно, убийство Сината Синориксом, вероятно, имело политические мотивы, хотя Плутарх совсем не упоминает этот аспект. Читатель, однако, может сравнить попытку Синорикса жениться на Камме с рассказом Плутарха об Эриксо (Mul. Virt. 25), в котором узурпатор Леарх пытается жениться на вдове убитого им царя, чтобы укрепить свое положение на троне.
Синорикс из этой истории почти наверняка тот же, что и отец Дейотара I, тетрарха и царя Галатии, который назван на основании статуи, посвященной последнему афинским народом. [5] Поскольку Дейотар I уже был тетрархом в 74 году до нашей эры, [6] убийство Сината и смерть Синорикса могут быть отнесены к первой четверти первого века до нашей эры, к сожалению, больше ничего не известно о Синориксе или других фигурах в этом эпизоде.
Нахштедт отмечает параллель, проведенную Эрвином Родэ с историей в «Метаморфозах» Апулея (8.1-4). Там Апулей рассказывает о человеке, который убивает мужа любимой женщины, ухаживает за вдовой и ослепляется ею. Обе истории, как чувствует Родэ, восходят к auf ein gemeinsames älteres Vorbild. То, что эта история относится к древнему жанру, несомненно, правда. История Плутарха, однако, не кажется вымыслом, а зависит от исторического источника, как и последующие рассказы о других галатских женщинах, которые следуют за ней.


[1] Это одна из историй из Mulierum Virtutes, использованных Полиэном в Strategemata (8.39).
[2] Рамзи считает, что совместное использование чаши при заключении брака является «частью древнего анатолийского ритуала», и отмечает, что без нее все еще не обходятся на греческих свадьбах. Хендрик ван Гельдер, наоборот, думает, что это галльский обычай. Рамзи также отмечает, что богиня, упомянутая Плутархом как Артемида, должна была быть анатолийской Беллоной или Ма, чей ритуал включал ежегодную процессию богини. Это могло бы представить Камму как саму богиню, способную вызвать восхищение Плутарха.
[3] О галатских тетрархах см. особенно Strabo 12, 566-567.
[4] Так, Ливий (38.18-19) сообщает, что три царька, представляющие три племени Галатии, выступили против Гн. Манлия в 189 году до н. э., но другой царек, Эпосогнат, помогал римлянам и пытался убедить других царей подчиниться им. В 184 году до нашей эры галаты сражались с Эвменом под единоличным руководством тетрарха Ортиагонта. Трог, Пролог 32, теперь подтверждается надписью из Телмесса: «Эвмен. . сражаясь против Прусия и Ортиагонта, галатов и их союзников …»
[5] IG II2 3429: ho demos Deiotaron Sinorigos Gal[at]on Tolis[t]obogion b[asilea],
[6] См. Appian Mithr. 75 и Livy Periochae 94.