16. Пиерия

[1]
Некоторые ионийцы, пришедшие в Милет вместе с Нелеем, легендарным вождем ионийского переселения, сообщает Плутарх, поссорились с сыновьями Нелея и ушли, чтобы поселиться в Миунте, где они страдали от притеснений милетян. Эта война, однако, не была ожесточенной, так что женщины из Миунта посещали Милет по праздникам.
В один из этих дней самый могущественный из сыновей Нелея, Фригий, влюбился в Пиерию, молодую девушку из Миунта, и предложил ей все, что она пожелает. «Сделай так, чтобы я могла приходить сюда часто и в сопровождении многих других», — сказала она. Фригий, поняв ее слова и пылая к ней страстью, остановил войну. Пиерия прославилась настолько, что даже сейчас (achri nun), говорит Плутарх, милетские женщины молятся, чтобы их мужья любили их, как Фригий любил Пиерию.
История Пиерии также рассказана Аристенетом (Epistles 1.15) [2] и Каллимахом. Версия Аристенета схожа с плутарховой, включая поговорку милетянок. Если он называет Фригия царем города, а не самым могущественным человеком, как у Плутарха, это не указывает на различное происхождение этих двух версий. Аргумент, что Аристенет черпал эту историю из Аitia Каллимаха, подтверждается обнаружением в весьма фрагментарных каллимаховых материалах возможной ссылки на историю Пиерии–Фригия. Предположительно источником Каллимаха здесь является Леандр, или Леандрий, автор «Милезиаки».[3]
Фригий, правитель Милета, упоминается еще у Парфения. [4] В рассказе, приписываемом Аристотелю и писателям Милезиак, говорится, что Фобий, «один из Нелеидов, правивших тогда Милетом», был проклят и уступил власть Фригию. Однако, мы не можем быть уверены, что Каллимах и Аристотель зависели от одного и того же автора Милезиаки; мы также не можем быть уверены из цитаты Парфения, что Аристотель вообще рассказывал историю Пиерии. Плутарх о своем источнике молчит. Количество подробностей–вроде имена отца и матери Пиерии и название праздника — наводит на мысль, что им является писатель Милезиаки. Своеобразную характеристику местной историографии и милетской традиции Плутарх сохранил в своем рассказе о войне между Миунтом и Милетом. — «Некоторые ионийцы, пришедшие в Милет, поссорились с сыновьями Нелея и, отправившись в Миунт, поселились там».
Это заселение Миунта из Милета нигде больше не зафиксировано. Во всех традиционных источниках Миунт — независимый город, один из двенадцати городов, основанных во время Ионийского переселения. Примечательно, что об основания Миунта не существует отдельной традиции, кроме ионийской миграции. [5] Миунт никогда не был крупным городом (на битву при Ладе он послал только три корабля, Herodot. 6.8), и никаких свидетельств о традициях местной истории не сохранилось. В первой половине IV века между Миунтом и Милетом произошел земельный спор, переданный в ионийские города на арбитраж персидскому сатрапу Струсу, и тот решил дело в пользу Мил. [6] Это означает, что Миунт был независим от Милета, хотя и слаб. Но к 228/7 году до нашей эры милетяне могли приказать миунтцам принять на свою территорию критских лучников, которые помогали Милету. После этого Миунт, кажется, никогда не был независимым. В 201 году он был пожалован Филиппом V Магнесии, [7] хотя позже возвращен милетянам. Страбон сообщает (14, 636), что город «теперь из–за недостатка жителей объединился (sumpepolistai) с милетянами. Павсаний (7.2.11) говорит, что город был покинут из–за загнивания его гавани. Очевидно, что где–то между 388 и 228/7 годами до нашей эры Миунт попал под контроль Милета. [8] Сохранившаяся у Плутарха история заселения Миунта из Милета, не найденная в других источниках, представляет собой милетское искажение легендарной истории, подтверждающее притязания Милета на территорию Миунта. Невозможно определить, была ли она создана прежде или после аннексии Миунта, но ее происхождение должно быть отнесено к IV или III веку, когда милетские историки, воспламененные патриотическим рвением, смогли создать этот рассказ, неизвестный Геродоту, [9] Ферекиду, [10] или Гелланику. [11] К сожалению, ссылка на Аристотеля в истории Фригия у Парфения не может ничего прояснить, поскольку неизвестно, упоминал ли Стагирит о заселении Миунта или даже о войне между Миунтом и Милетом.
Свидетельства о Нелеидах в Милете, упоминаемых Плутархом, собраны Нильссоном, который отмечает, что, согласно Каллимаху, Нелей привез статую Артемиды из Аттики и установил ей культ в Милете.[12]


[1] Это одна из историй из Mulierum Virtutes, использованных Полиеном в его Strategemata (8.35).
[2] Epistolographi Graeci ed. E. Hercher pp. 146-147, FGrHist 496 F 6. Аристенет писал любовные истории в форме писем, весьма риторическим языком, в пятом веке нашей эры или немного после.
[3] Якоби предполагает, что Леандр(ий) идентичен с Меандрием, FGrHist 491.
[4] Parthenius 14 = FGrHist 496 F 1 и Aristotle fr. 556 Rose.
[5] Согласно этой традиции Миунт основал сын Кодра: бастард Кидрел (Strabo 14,633), или Киарет (Pausanias 7.2.10). Раубичек считает, что Cydrelus и Cyaretus, вероятно, просто разные чтения одного и того же имени.
[6] GHI II, 113 (= SIG3 134).
[7] Polybius 16.24.9.
[8] «Но также возможно, что Миунт попал под власть Милета только во второй половине III в. до н. э. в ходе борьбы между Приеной и Милетом» (Руге).
[9] См. Her. 1.142.
[10] См. Pherecydes, FGrHist 3 F 155.
[11] См. Hellanicus, FGrHist 4 F 125 = 323 a F 23.
[12] См. Callimachus in Dianam (III) 225-227, in Jovem (I) 77-78 и схолии к последнему пассажу. Нелеиды как праздник в другом месте неизвестны.