6. Кельтиянки

[1]
Справедливость и здравый смысл кельтских женщин, говорит нам Плутарх, были настолько велики, что они решали все мужские споры, вплоть до того, что когда кельты заключили договор с Ганнибалом, было предписано, что если себя почувствуют себя обиженными кельты, то арбитрами должны быть карфагенские губернаторы и генералы в Испании, а если карфагеняне, то судьями будут кельтские женщины.
Этот договор с кельтами, несомненно, был заключен Ганнибалом между Пиренеями и Роной во время похода на Италию.[2]
Условия договора нигде не приводятся. Источник Плутарха неизвестен, хотя он, скорее всего, совпадает с описанием захвата Ганнибалом Салмантики в Mul. Virt. 10.
Аналогичное сообщение о политической проницательности кельтских женщин можно найти в Paradoxographus Vaticanus Rohdii: «Они (галлы), когда замышляют войну, советуются с женщинами, и все, что они решают, берет верх. Однако в случае поражения они отрезают головы женщинам, которые советовали начать войну, и выбрасывают их из страны. Оба уведомления сообщают об обычае, совершенно чуждом греческим нравам. Однако в рассказе Плутарха этот обычай, по–видимому, фигурирует лишь как подлинный или вымышленный исторический факт, связанный с необычными условиями мирного договора.


[1] Это одна из историй из Mulierum Virtutes, использованных Полиеном в его Strategemata (7.50).
[2] О договоре упоминает Livy 21.24. См. Polybius 34.10.