3. Хионки

[1]
Рассказ Плутарха о хиосских женщинах имеет три аспекта: первая часть повествует о причинах основания Левконии, вторая — о войне между хиосскими поселенцами этого города и эрифрейцами, а третья — о храбрости, проявленной хиосскими женщинами много позже, когда их город был осажден Филиппом V.
Однажды, когда на Хиосе женился один знатный человек, тамошний царь Гиппокл в шутку заскочил в повозку невесты и был убит друзьями жениха. Город был осквернен убийством, и бог приказал всем причастным к преступлению покинуть город. Поэтому большое число горожан покинуло Хиос, изгнало коронейцев из Левконии и поселилось там, удерживая ее вместе с эрифрейцами. [2] Позднее, продолжает Плутарх, началась война с эрифрейцами, которые были тогда самыми могущественными из ионийцев, и, не в силах противостоять им, хиосцы согласились покинуть город под надежной охраной, не имея ничего, кроме туники и плаща. [3] Но женщины насмехались над ними за эту слабость и уговаривали их взяться за щит и копье, говоря, что для мужественного человека копье — его туника, а щит — его плащ. Так они вышли вооруженные, и эрифрейцы, застигнутые врасплох, уступили им. Плутарх заключает: «Так хиосцы спаслись, наученные своими женщинами быть храбрыми».
Исторические обстоятельства этой войны трудно установить. Война между эрифрейцами и хиосцами также является фоном для двух различных анекдотов Фронтина (Strategemata 2.5.15) и Антиклида (FGrHist 140 F5 = Athenaeus 9, 384DE). Геродот (1.18.3) упоминает о войне, в которой Милет помогал Хиосу против Эрифр. В Mul. Virt. 17 Плутарх сообщает о совместной экспедиции Милета, Эрифр и других ионийцев против Наксоса. Страбон (13, 588) также говорит, что Милет и Эрифры основали Парий вместе с паросцами. Наконец, Гиппий Эрифрейский (FGrHist 421 F1 = Athenaeus 6, 258 F-259 F) сообщает нам, что хиосские тираны Амфикл и Политехн помогали эрифрейским аристократам свергнуть царя Кнопа.
По–видимому, между Милетом, Эрифрами и Хиосом заключались и разрывались союзы, причем каждый город в разное время был союзником и противником другого.
Связной картины, по–видимому, не возникает. Плутарх замечает, что Эрифры, когда они были самым могущественным городом ионийцев, сражались с хиосской колонией Левконией. Решающая роль эрифрейского полководца в осаде Наксоса (Mul. Virt. 17) предполагает, что это предприятие произошло примерно в то же время. Однако Геродот отмечает, что в сражении при Ладе эрифрейцы выставили только 8 кораблей против 100 из Хиоса и 80 из Милета, откуда ясно, что они больше не были великой державой. [4] Эти войны должны были начаться значительно раньше Лады, прежде чем Милет и Хиос достигли полной мощи.
Форрест предполагает, что во время Лелантской войны Эрифры под господством Кнопа состояли в союзе с Халкидой против Милета. Затем эрифрейские аристократы, получив помощь от своего врага Хиоса, изгнали Кнопа (который бежал в дружественные Халкиде Дельфы) и положили начало периоду дружбы с Милетом, о чем свидетельствовала помощь ему в Наксосской войне и совместное заселение Пария. Что это произошло в Лелантскую войну, подтверждается Евсевием, который относит основание Пария к 708 году. Гипотеза Форреста заманчива, но оставляет определенные трудности. Плутарх помещает основание Левконии вскоре после смерти царя Гиппокла. Кажется маловероятным, что в конце VIII века на Хиосе еще были цари. Кноп назван Страбоном (14, 633) сыном Кодра и основателем Эрифр, хотя Гиппий явно описывает восстание гораздо более позднего времени. Наконец, нет никаких оснований относить различные сообщения о хиосско–эрифрейском конфликте к одной войне. Эти два города были соседями, и, должно быть, было много поводов для споров. Сравните долгую историю соперничества самосцев и милетян за Приену и полуостров Микале.
Не следует забывать и о сообщении Плутарха, что эрифрейцы воевали с хиосскими колонистами из Левконии, что несколько отличалось от борьбы с хиосцами на Хиосе. Эти свидетельства дают нам лишь некоторое представление о многочисленных войнах между ионийскими государствами и о переигровке различных союзов в архаический период.[5]
Нет никакого намека на источник Плутарха для этой истории. В конечном счете она, по–видимому, происходит из хиосского источника (прохиосский уклон исключает ее эрифрейское происхождение), но у нас мало следов хиосской местной истории, кроме работ об основании Хиоса Иона Хиосского и Гелланика. У Аристотеля нет никаких ссылок на хиосскую политию. Утверждение Якоби, что об источниках войны нет никаких сведений, остается верным.
Третью часть этой главы Плутарх вводит почти в скобках. Не меньшую отвагу, по его словам, проявили хиосские женщины много лет спустя против Филиппа, сына Деметрия (Филиппа V), который, осаждая город, объявил, что если рабы восстанут и присоединятся к нему, он вознаградит их свободой и женитьбой на женах их нынешних хозяев. Но женщины с удивительным духом взошли на стены вместе с рабами, которые сами пылали негодованием, и камнями и метательными снарядами прогнали Филиппа, и ни один раб не ушел к нему.
Эта осада Хиоса Филиппом V может быть датирована 202-201 годами, во время его битвы с самосцами у Хиоса. Об осаде сообщается во фрагменте Полибия (16.2.1-2): «Филипп был в растерянности, так как осада шла неудачно, и враг надвигался на него со многими тяжеловооруженными кораблями … поскольку нынешнее положение дел не позволяло захватить (город), он отступил вопреки ожиданиям своих врагов. Ибо люди Аттала надеялись одолеть его, пока он еще разрабатывал рудники». [6] Хотя Хиос не упоминается, связь с пассажем Плутарха не подлежит сомнению. Ни один источник не упоминается Плутархом, но вполне возможно, что Плутарх опирался на самого Полибия. Он использовал Полибия и для события 189 года в Галатии (Mul. Virt. 22).
Эта история, по–видимому, включена сюда из–за ее сходства с последующим рассказом о защите Аргоса аргивянками.


[1] Вторая часть этой главы — одна из историй из Mulierum Virtutes, использованных Полиэном в Strategemata (8.66).
[2] Виламовиц читает Kolöneis вместо Koräneis, ссылаясь на Страбона (13, 589), но Сакеллариу обращает внимание на современное топонимическое название Koroneia на Хиосе, которое может отражать это древнее имя. Левконию упоминают Polyaenus 8.66, Thucydides 8.24.3 и Frontinus 2.5.15. Фронтин, кроме того, не называет Левконию конкретно и может указывать на другой случай.
[3] Отметьте сходство между условиями этого договора и заключенного салмантийцами, Mul. Virt. 10.
[4] Обратите также внимание на пренебрежительное замечание Геродота об Эрифрах в списке ионийских городов (1.142.4).
[5] Якоби отказывается назвать дату войны, но переводит стрелки на Рубенсона, который датирует ее серединой седьмого века. Данхэм рассматривает ее отдельно от Лелантской войны, называя ее просто «более ранней войной», и считает ее результатом борьбы Милета за трансэгейскую торговлю.
[6] Аппиан (Bellum Macedonicum 4.1) ошибочно сообщает, что Филипп действительно взял Хиос, а также Самос.