Фаворин Арелатский

Составитель: 

Т 1 Suidas:
Фаворин. Из Арелата (город в Галлии). Человек учился во всех областях науки. Физически он был андрогинен (то, что люди называют гермафродитом); полон философии, но более склонен к риторике. Он жил при Цезаре Траяне и дожил до времен императора Адриана. У него было соперничество с Плутархом Херонейским в безграничности сочиняемых им книг. Вот некоторые из написанных им книг: О философии Гомера, О Сократе и его искусстве любви, О Платоне, Об образе жизни философов и др. Он также написал сборник максим.
Т 2 Philostratus in Vit. Soph. I, c. 8:
Точно так и любомудр Фаворин] был признан софистом за свое красноречие. Был он из западных галатов, из города Арелат, что на Родане, рожден же двуприродным и двуполым, и сие обнаруживалось как в наружности его, ибо до самой старости оставался безбород, так и в голосе, который звучал высоко, тонко и резко, наподобие того, каким природа наделяет евнухов; в любви же он был столь горяч, что один гипат обвинил его в прелюбодеянии. Была у него ссора и с кесарем Адрианом, однако он никак не пострадал. Отсюда и на пророческий лад сказанное им самим о трех противоречиях в его жизни — что, мол, говорить ему, галату, по–гречески, судиться ему, евнуху, за прелюбодеяние, а еще поссориться с кесарем и выжить, хотя за последнее скорее надо бы похвалить Адриана, раз, будучи кесарем, он ссорился как с равным с тем, кого вправе был предать смерти. Царь, «на мужа подвластного гневный, лучше», ежели обуздает гнев, и «гнев велик царя, питомца Крониона Зевса», коли умеряется разумом. Хорошо бы тем, кто наставляет в нравах государей, добавить сие к мнениям стихотворцев.
Избранный на родине в верховные жрецы, он хотел было сослаться на законы, предписывающие увольнять любомудров от государственных должностей, но, приметив, что кесарь хочет возразить, что никакой он, мол, не любомудр, пресек сие намерение так: «Государь, был у меня сон, о коем нельзя не рассказать и тебе: явился мне учитель мой Дион и научал по сему делу, что родимся мы не только ради нас самих, но и ради отечества, а посему, государь, я подчиняюсь учителю и должность принимаю». Кесарь–то подобными делами занимался для забавы, отвлекаясь от царственных размышлений в обществе софистов и любомудров, однако афинянам всё это показалось важным, и вот они, по большей части которые в чинах, собрались и повалили бронзовое изваяние Фаворина как наиглавнейшего врага кесаря. Он же, прослышав о том, ничуть не оскорбился и безо всякой досады и злости заметил: «Тут и Сократ, пожалуй, оказался бы в выигрыше — лучше уж лишиться у афинян бронзового изваяния, чем пить цикуту!»
Он весьма сблизился с софистом Геродом, почитавшим его учителем и отцом и писавшим ему: «когда увижу тебя? Когда оближу твой рот?», а посему перед смертью отказал Героду и книги, сколькими ни владел, и дом в Риме, и Автоликифа, а тот был индус и довольно черен — забава Героду и Фаворину, ибо, когда пировали они вместе, он развлекал их, смешивая аттический говор с индийским и ломая язык на варварский лад.
А ссора, случившаяся между Полемоном и Фаворином, началась в Ионии, где эфесяне держали сторону Фаворина, меж тем как Смирна прилежала Полемону, усугубился же сей разлад в Риме, ибо гипаты и детища их хвалили одни одного, другие другого, — так–то и началось любочестное соперничество, способное разжечь неприязнь даже среди мудрых. Сим двоим оно простительно, ибо сама природа человеческая неустанно к тому подгоняет, однако же речи их друг против друга заслуживают порицания: необузданная брань, хотя бы и правдивая, не избавляет от позора говорящих подобное. А тем, кто называл Фаворина софистом, для доказательства хватало, что он ссорился с софистом, коль скоро названное соперничество обычно возникает меж сотоварищами по одному и тому же искусству. Речь Фаворина по построению была несколько небрежна, но искусна и приятна, а еще он якобы с легкостью говорил без подготовки. Что до нескольких речей против Проксена, право же, не стоит думать, будто они задуманы либо составлены Фаворином (вернее всего, это упражнение упившегося чуть ли не до рвоты юнца), а вот «о безвременно почившем», «за единоборцев» и «за купальни» мы объявляем подлинными и отлично составленными, а тем паче любомудрые его сочинения, среди коих лучшее — «Пирроновы», где последователям Пиррона, хоть и скептикам, не отказывает он в способности выносить судебные приговоры.
А когда рассуждал он в Риме, сходились к нему все, ибо даже не умевшим по–гречески сладостно было его слушать: он чаровал их и голосом, и наружностью, и мерностью речи, а еще послесловием, которое они называли песнью, я же зову тщеславием, ибо там расхваливается уже доказанное. Еще говорят, будто он учился у Диона, но он так же далек от него, как не учившиеся.
Т 3 Lucian. Eunuch. c. 7:
Сначала от смущения и от робости Багой долго молчал и краснел, явно выдавая свои качества; наконец он заговорил — тонким таким, женским голоском — и заявил, что Диокл не прав, отстраняя его, как скопца, от философии, которой и женщинам заниматься не возбраняется. Привлечены были свидетельницами в его пользу Аспазия, Диотима и Таргелия, а также один философ из Академии, галл родом и скопец, незадолго до нашего времени стяжавший среди эллинов большую славу. На это Диокл ответил, что и этого академика, будь он жив и выступи с подобными же притязаниями, он устранил бы, отнюдь, не будучи оглушен славой, которой тот пользовался в глазах толпы. Диокл вспомнил при этом и кое–какие словечки, сказанные главным образом стоиками и киниками и высмеивавшие телесный недостаток знаменитого галльского философа.
Т 4 Demonact. c. 12 et 13:
Теперь я хочу привести несколько замечаний Демонакта, метких и в то же время ничуть не грубых. Начну с Фаворина и с прекрасного ответа, данного ему Демонактом. Дело было так. Фаворин услыхал от кого–то, что Демонакт подсмеивается над его выступлениями и в особенности над необычайно трогательными виршами, которые их сопровождали, находя стихи плоскими, чересчур женственными и совершенно неподобающими для философии. Фаворин, подойдя к Демонакту, спросил его: кто он такой, что решается вышучивать его речи?
«Человек, — ответил Демонакт, — с ушами, которые в обман не даются». Но бесполый софист, не отставая от него, спросил: «Какие ты, Демонакт, припасы на дорогу взял, переходя от детских забав к философии?» — «Яички», — ответил Демонакт.
Другой раз как–то тот же Фаворин при встрече спросил Демонакта, какую философскую школу он предпочитает. «Да кто же тебе сказал, что я занимаюсь философией?» — ответил Демонакт. И, уже отходя от собеседника, он усмехнулся с нескрываемым удовольствием. На новый вопрос: над чем он смеется? — философ сказал: «Забавно мне показалось: неужто ты по бороде находишь возможность различать философов, сам будучи безбородым!»
Т 5 Dion. Cass. LXIX, 3:
Ибо, желая всех превосходить во всем, он питал ненависть к тем, кто в чем–либо достигал превосходства. (4) Именно поэтому он стремился умалить влияние уроженца Галлии Фаворина и Дионисия из Милета различными способами, прежде всего возвышая тех их соперников, которые не отличались какими бы то ни было достоинствами либо были полными ничтожествами.
(5) Говорят, что Дионисий [как–то] сказал Авидию Гелиодору, ведавшему императорской перепиской: «Цезарь может одарить тебя деньгами и почетом, но оратором сделать тебя не может».
(6) Фаворин, намереваясь выступить перед императором в суде по делу об освобождении от податей, которого он добивался для своей родины, почувствовал, что проиграет дело и подвергнется унижению, поэтому он просто явился в судебное присутствие и ограничился только таким заявлением: «Мой учитель, явившись мне во сне этой ночью, повелел мне исполнить долг перед родиной, так как я рожден для нес». —
4(1) Впрочем, Адриан, несмотря на свое неудовольствие, не тронул этих людей, так и не найдя благопристойного предлога, чтобы от них избавиться.
Т 6 Suidas:
Адриан. Ибо он хотел быть выше всех людей во всем и ненавидел тех, кто в чем–то превосходил их. Из–за этого он пытался различными способами подорвать Фаворина Галла и Дионисия Милетского, но особенно возвышая своих соперников, хотя некоторые из них ничего не стоили, а другие–очень мало.
Т 7 Spartian. Vit, Hadrian. c. 16:
Особенно близкими были ему философы Эпиктет и Гелиодор, а также — чтобы не называть их поименно — грамматики, риторы, музыканты, геометры, художники, астрологи; но выше всех, как говорят, он ставил Фаворина.
Т 8 Gellius N. A. II, 22:
За столом у Фаворина на дружеском пиру обычно читались либо древние песни мелического поэта, либо исторические сочинения частью на греческом, иногда — на латинском языке.
XI.5:
На эту тему Фаворин сочинил десять книг, которые он называет "Пирроновы положения". Книги отличаются весьма остроумным и тонким стилем подачи материала.
XIV, I и 2:
Мы слышали как–то философа Фаворина в Риме, выступавшего по–гречески с превосходной блистательной речью против тех, кто называет себя халдеями, или составителями гороскопов, и открыто заявляют, что способны по движению и положению звезд предсказать будущее.
Итак, я приказал отложить рассмотрение дела и от [судейских] кресел направился к философу Фаворину, с которым в это время в Риме я чаще всего общался.
XVI,3:
В Риме мы часто проводили целые дни с Фаворином. Этот превосходный оратор притягивал наши души, и, куда бы он ни шел, мы сопровождали его, словно бы полностью завися от его голоса, настолько он всегда очаровывал нас приятнейшими речами.
XVII, 10. 12:
Вот как, по моим воспоминаниям, рассуждал о поэтах Пиндаре и Вергилии философ Фаворин, когда мы прибыли проведать его из Рима в Анций, на виллу его знакомого, куда он удалился в летнюю жару…
Предметы, пользующиеся нехорошей славой, или, если кто предпочитает говорить, не пользующиеся доброй репутацией, — то, что греки называют 'άδοξοι υ̉ποθέσεις, — обсуждали не только древние софисты, но также и философы, и наш Фаворин более чем охотно обращался к этим сюжетам либо потому, что считал их подходящими для подбадривания ума, либо для упражнения в остроумии, либо для преодоления трудностей посредством практики.
XX, I:
Секст Цецилий был опытен и влиятелен в юридической науке, а также в изучении и толковании законов римского народа. (2) Как–то раз, когда мы ожидали [возможности] поприветствовать Цезаря на Палатинской площади, к нему подошел философ Фаворин и заговорил с ним в присутствии нас и многих других. (3) В их речах тогда были упомянуты законы децемвиров, которые составила и записала на двенадцати таблицах коллегия десяти, созданная ради этого римским народом.
Т 9 Plutarch. Moral. De primo frigido:
мой дорогой Фаворин…
Т 10 Galen. De opt. Doct:
Сам же он, написав три книги, одну — к Адриану, другую — к Дрюсону и третью — к Аристарху, назвал их «О непостижимом представлении», где упрямо пытается доказать, что постигаемых представлений не существует.

Записки

Книга первая
1. Diogenes Laertios 1 79:
Был и другой законодатель, Питтак (как сообщают Фаворин в I книге "Записок" и Деметрий в "Соименниках"), по прозванию Малый
2. Idem IX 20:
По–видимому, он был продан в рабство [и выкуплен] пифагорейцами Пармениском и Орестадом (так говорит Фаворин в I книге "Записок").
3. Idem VIII, 73:
Из тех же средств он облачился в багряницу, подпоясывался золотым поясом (как пишет Фаворин в "Записках"), носил медные сандалии и дельфийский венок; длинноволосый, всюду сопутствуемый служителями, с виду он был всегда сумрачен и всегда одинаков.
Diogenes Laertios VIII, 53:
а в "Записках" Фаворина я прочел, будто для священных послов Эмпедокл принес в жертву быка из меда и ячменной муки
Idem VIII 63:
Сами же эти стихи, "Очищения", были оглашены на Олимпийских играх рапсодом Клеоменом (как о том пишет Фаворин в "Записках").
4. Idem II, 23:
Сократ был и в Дельфах (так пишет Аристотель) а также на Истме (так пишет Фаворин в I книге "Записок").
5. Idem II, 39:
Фаворин добавляет (в 1 книге "Записок"), что речь Поликрата против Сократа неподлинная: в ней упоминается восстановление афинских стен Кононом, а это произошло через 6 лет после Сократовой смерти. Вот как было дело.
Клятвенное заявление перед судом было такое (Фаворин говорит, что оно и посейчас сохраняется в Метрооне ): "Заявление подал и клятву принес Мелет, сын Мелета из Питфа, против Сократа, сына Софрониска из Алопеки: Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть".
6. Idem III, 10:
А о Поллиде говорят, будто он потерпел поражение от Хабрия и потом утонул при Гелике — так божество отомстило за философа (об этом пишет и Фаворин в I книге "Записок").
7. Idem III, 25:
И даже перс Митридат (как сообщается в I книге "Записок" Фаворина) воздвиг в Академии статую Платона с надписью: "Митридат персидский, сын Родобата, посвящает Музам этот образ Платона, работу Силаниона"
8. Idem V, 75:
И хотя был он не из знати, а из прислуги Конона (как утверждает Фаворин в I книге "Записок"), но любовницей своей имел знатную гражданку Ламию (по его же утверждению в той же I книге), и пострадать ему пришлось от Клеона (о чем рассказывается во II книге).
Книга вторая
9. Idem V, 21:
Часто он говорил: "У кого есть друзья, у того нет друга" — так сообщает Фаворин во II книге "Записок", но это есть и в VII книге "Этики".
10. Idem IV:
А Фаворин во II книге "Записок" говорит, что Аристотель скупил его книги за три таланта.
11. Idem VI, 88:
Забавную шутку его приводит Фаворин (во II книге "Записок"): Кратет, заступаясь за кого–то перед начальником гимнасия, ухватил его за ляжки, тот возмутился, а Кратет сказал: "Как? Разве это у тебя не все равно, что колени?"
Книга третья
12. Idem III, 40:
Скончался он, как мы уже описывали, на тринадцатом году царствования Филиппа (как пишет Фаворин в III книге "Записок")
Книга пятая
13. Idem III, 62:
Подложными среди диалогов считаются "Мидон, или Конюший", "Эриксий, или Эрасистрат", "Алкион", "Безголовые, или Сизиф", "Аксиох", "Феак", "Демодок"; "Хелидон", "Седьмица", "Эпименид". "Алкион", по–видимому, принадлежит некоему Леонту (так говорит Фаворин в V книге "Записок").
14. Idem IX, 23:
По–видимому, он первый открыл, что вечерняя звезда и утренняя звезда одно и то же светило (так говорит Фаворин в V книге "Записок"; иные приписывают это Пифагору, но Каллимах утверждает, что стихотворение это не Пифагорово).
Из неизвестных книг
15. Idem IΙΙ, 48:
Первым сочинять диалоги стал, говорят, Зенон Элейский; а по Аристотелю — Алексамен Стирийский или Теосский (по свидетельству в "Записках" Фаворина, об этом говорится в I книге "О поэтах").
16. Idem VIII, 90:
Еще когда он был в Египте у Хонуфида Гелиопольского, бык Апис облизал ему плащ и тогда жрецы сказали, что будет он знаменит, но недолговечен (так рассказывает Фаворин в "Записках").

Разнообразное повествование

Книга третья
17. Idem VIII, 12:
Говорят, он первый стал держать борцов на мясной пище, и первого среди них — Евримена (так утверждает Фаворин в III книге "Записок"), между тем как раньше они укрепляли тело сухими смоквами, мягким сыром и пшеничным хлебом (как сообщает тот же Фаворин в VIII книге "Разнообразного повествования").
Книга восьмая
18. Idem VIII, 47:
Говорят, что был и еще один Пифагор, ваятель из Регия, первый поставивший своею заботою соразмерность и ритм; и другой, скверный ритор; и третий, врач, писавший о грыже и составивший что–то о Гомере; и четвертый, сочинитель "Истории дорян" (как рассказывает Дионисий). Этот последний, по словам Эратосфена (которые приводит Фаворин в VIII книге "Разнообразного повествования"), впервые стал заниматься кулачным боем по–ученому, в 48‑ю олимпиаду: длинноволосый, в пурпурной одежде, он был с насмешками исключен из состязания мальчиков, но тут же вступил в состязание мужчин и вышел победителем.
19. Idem VIII, 15:
В Метапонте дом его назвали святилищем Деметры, а переход при нем — святилищем Муз (так пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании").
20. Idem III, 24:
Он первый ввел в рассуждение вопросы и ответы (как пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании"). Он первый подсказал Леодаманту Фасосскому аналитический способ исследования.
21. Idem III, 57:
(Впрочем, о "Государстве" Фаворин во II (8) книге "Разнообразного повествования" говорит, будто оно почти целиком содержится в "Противоречиях" Протагора.)
22. Idem III, 37:
Аристотель один дослушал Платона до конца, когда тот читал диалог "О душе", а остальные слушатели все уже разошлись (об этом пишет в одном месте Фаворин)
23. Idem III, 3:
Был он из дема Коллит (как говорит Антилеонт во II книге "О сроках"), а родился, по мнению некоторых, на Эгине (в доме Фидиада, сына Фалеса, как пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании")
24. Idem III, 19:
Поллид увез его на Эгину и вывел на продажу. Хармандр, сын Хармандрида, тотчас обвинил его в смертном преступлении против эгинского закона, по которому первый афинянин, ступивший на их остров, подлежит казни без суда. (Закон этот был внесен самим Хармандром, как сообщает Фаворин в "Разнообразном повествовании".) Но когда кто–то сказал, хоть и в шутку, что этот ступивший — философ, суд его оправдал.
Из неизвестных книг
25. Idem VIII, 83:
По–видимому, он первый написал рассуждение о природе [как утверждает Фаворин в "Разнообразном повествовании"]
26. Idem II, 11:
По–видимому (говорит Фаворин в "Разнообразном повествовании"), он первый утверждал, что поэмы Гомера гласят о добродетели и справедливости, а друг его Метродор Лампсакский обосновывал это еще подробнее, впервые занявшись высказываниями Гомера о природе
27. Idem II, 1:
Он же первый изобрел гномон, указывающий солнцестояния и равноденствия, и поставил его в Лакедемоне на таком месте, где хорошо ложилась тень (так пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании"), а также соорудил солнечные часы
28. Idem V, 5:
Стало быть, Аристотель уехал в Афины, и там он тринадцать лет возглавлял школу, пока ему не пришлось бежать в Халкиду, оттого что его привлек к суду за бесчестие иерофант Евримедонт (или Демофил, как утверждает Фаворин в "Разнообразном повествовании") как за тот гимн, который он сочинил в честь названного Гермия, так и за следующую надпись на статуе того же Гермия в Дельфах:

Сей человек вопреки священным уставам бессмертных
Был беззаконно убит лучников–персов царем.
Не от копья он погиб, побежденный в открытом сраженье,
А от того, кто попрал верность коварством своим.

29. Idem V, 9:
По словам Фаворина в "Разнообразном повествовании", он первый написал речь в свою защиту для этого самого труда и сказал при этом, что в Афинах
Груша зреет на груше, на ябеде ябеда зреет.
30. Idem IV, 54:
Фаворин в "Разнообразном повествовании" сообщает, что его носили в носилках следом за царем.
31. Idem IV, 63:
Один ученик его, Ментор Вифинский, сошелся с его наложницей (как о том пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании"); потом, когда он стал выступать в его собеседовании, Карнеад, возражая ему, сказал, между прочим, такие пародические стихи:

Здесь пребывает издавна морской проницательный старец,
Ментора образ принявший, с ним сходствуя видом и речью, —
Из нашей школы должен быть он выключен!
А тот встал и отозвался:

Так повестили они, и все устремились поспешно.
32. Idem V, 77:
Обвиненный некими злоумышленниками в смертном преступлении, он был приговорен заочно; и так как обвинители не могли овладеть им самим, то изрыгнули яд свой на медные его изваяния: все те статуи были низвергнуты, иные проданы, иные потоплены, а иные (рассказывают и так) перекованы в ночные горшки; только одна уцелела на акрополе. Фаворин в "Разнообразном повествовании" говорит, что афиняне сделали это по приказанию царя Деметрия; а год, когда он был архонтом, стали именовать "годом беззакония" (по словам того же Фаворина).
33. Idem IX, 34:
Однако же Фаворин в "Разнообразном повествовании" утверждает, будто Демокрит говорил, что мнения Анаксагора о луне и солнце не ему принадлежат, а древним и только присвоены Анаксагором и еще будто он высмеивал учения Анаксагора о мировом упорядочении и об Уме — все из–за обиды, что Анаксагор не принял его в ученики; как же в таком случае мог он учиться у Анаксагора?
34. Idem VI, 25:
Однажды, заметив, что Платон на роскошном пиру ест оливки, он спросил: "Как же так, мудрец, ради таких вот пиров ты ездил в Сицилию, а тут не берешь даже того, что стоит перед тобою?" — "Клянусь богами, Диоген, — ответил тот, — я и в Сицилии все больше ел оливки и прочую подобную снедь". А Диоген: "Зачем же тебе понадобилось ехать в Сиракузы? Или в Аттике тогда был неурожай на оливки?" (Впрочем, Фаворин в "Разнообразном повествовании" приписывает эти слова Аристиппу.)
35. Idem VI, 73:
Нет ничего дурного в том, чтобы украсть что–нибудь из храма или отведать мяса любого животного: даже питаться человеческим мясом не будет преступно, как явствует из обычаев других народов. В самом деле, ведь все существует во всем и чрез все: в хлебе содержится мясо, в овощах хлеб, и вообще все тела как бы парообразно проникают друг в друга мельчайшими частицами через незримые поры. Так разъясняет он в своем "Фиесте", если только трагедии написаны им, а не его учеником Филиском с Эгины и не Пасифонтом, сыном Лукиана, который, по словам Фаворина в его "Разнообразном повествовании", писал уже после смерти Диогена.
36. Idem IX, 50:
Протагор был слушателем Демокрита, а прозвище ему было Мудрость (как говорит Фаворин в "Разнообразном повествовании").
37. Idem II, 20:
Фаворин в "Разнообразном повествовании" говорит, будто Сократ со своим учеником Эсхином первыми занялись преподаванием риторики
38. Idem II, 38:
С обвинением выступил Мелет, речь говорил Полиевкт (так пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании"),
39. Idem IX, 29:
Он первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе, (хотя Фаворин приписывает это Пармениду), равно как и многие другие.
40. Stephanus Byz:
Эфиопы. Они первые почитали богов и использовали законы. Имена их авторов Митрас и Флегий, люди, которые были по происхождению эфиопами, как Фаворон <сообщает>.
41. Stephanus Byz:
Акте, так называлась Аттика по какому–то Актею. Это, свидетельствует Фаворин.
42. Stephanus Byz:
Арахоты, в Индии получили имя от реки Арахот, которая, течёт с Кавказа, как сообщает Фаворин.
43. Stephanus Byz:
Автарматы, народ Феспротоии. Харакс в седьмой книге Хроники, Фаворин в Разнообразном повествовании и Эратосфен.
44. Stephanus Byz:
Бисалтия, город и территория Македонии… Вокруг него почти у всех пойманных зайцев имелись две печени. Феопомп записывает это, как и Фаворин.
45. Stephanus Byz:
Креммион, деревня Корнифии. Но Фаворин сообщает что это была мать Эриманфского и Калидонского вепрей, которую называют именем Фея.
46. Stephanus Byz:
Сфактерия, это остров, который упоминает Павсаний в третьей (книге) Описания Эллады. Называется также Сфагия, как сообщает Фаворин.
47. Stephanus Byz:
Хелидонии, народ Илирии. Есть эти камни Хелидонии. Есть две, одна Коридела, другая Меланипа называется, как Фаворин в Разнообразном.
48. Stephanus Byz:
Океан, река окружающая землю. Фаворин в Разнообразном повествовании: «Называют также внешнее море многие из варваров Океаном; но которые населяют Азию Великим морем, наконец, греки Атлантическим морем».
49. Pseudo–Callistenes:
Когда он стал подростком, его педагогом был Лакретет, негр, его приемный отец Левконид, его учитель литературы Полинеик из Пеллы, и музыки Лимносей Алкипп, геометрии пелопоннесец Менипп, риторики афинянин Аристомен, философии Аристотель Мелосский, и войны (?) Лампсак… Но Паповран (Фаворин) упомянул эти вопросы в четвертой книге, его Разнообразного повествования.
50.Etim. M.p.711:
Фаворин в сильве о Происхождении всего: «Рогатое зерно».

Эпитомы

Книга четвёртая
51. Stephanus Byz:
Ропенсы, народ Памфилии, которых упоминает Фаворин в четвёрттой книге Эпитомы.

О городе Киренаики

52. Stephanus Byz:
Александрия. Житель александрей. Но Фаворин в книге О городе Киренаики говорит александриот.