Гераклид Понтийский

Составитель: 

О Политиях

Лакедемонян
9. Некоторые приписывают Ликургу всю конституцию Лакедемонян. Алкман был домашним рабом Агесида. Так как он был от природы умен, его отпустили на свободу и он оказался поэтом.
10. Ликург был на Самосе. Он получил стихи Гомера от потомков Креофила и был первым, принёсшим их в Пелопоннес. Найдя много беззакония на родине и тиранического правителя Харилла, он изменил (конституцию). Он установил перемирие, преимущество для всех. Говорят, что он также ввёл криптию. В соответствии с этим учреждением они и сейчас днем выходят и прячутся, а ночью с помощью оружия убивают столько илотов, сколько им удобно. Они (лакедемоняне) также назначают эфоров, которые имеют высшую власть. Они не поднимаются ни для кого, кроме царя и эфора. Всякий раз, когда царь умирает, ничего не продается в течение трех дней и рынок посыпают мякиной.
11. Лакедемоняне почитали лесбосского певца (Терпандра), ибо бог приказал им слушать его, когда он был вдохновлен.
12. Лакедемонянам стыдно продавать землю, и не разрешается (продавать землю) из древнего наследия.
13. Женщинам в Лакедемоне запрещено носить украшения, длинные волосы или носить золото. Они воспитывают своих детей на голодных желудках, чтобы научить их переносить голод. Они также обучают их воровать, и они бьют тех, кто пойман, для того, чтобы от этого обращения они могли выдержать труд и быть бдительными среди врага. Они практикуют говорить кратко с детства, и более поздно они практикуются в остроумии и шутках и быть объектами шутки. Могилы скромны и одинаковы для всех. Среди них никто не печет, потому что они не собирают пшеницу, а едят ячменную муку.
Критян
14. Минос, как говорят, был первым, кто установил Критскую Конституцию. Он был и эффективным, и хорошим законодателем. На девятом году он пересмотрел законы. Гомер подразумевает, что Критская Конституция–самая древняя.
15. На Крите мальчики живут друг с другом, нося гиматий зимой и летом. Они собраны в группы (άγέλαι), и над каждым из них есть лидер, которого они называют άγέλάτης, и он собирает их, где он хочет, и ведет их на охоту. В значительной степени они ложатся спать друг с другом. По обычаю они боксируют и дубинкой, и всякий раз, когда они встречаются в этих состязаниях, некоторые играют на флейте и кифаре для них. И они приучены к мужественности и настойчивости. Они изучают только основы чтения и письма, и то в умеренных количествах. Они, кажется, были первыми, кто занялся педерастией, и это не стыдно среди них. Всякий раз, когда они совершают завоевания, они ведут( мальчиков) в горы или на свои земли и празднуют там в течение шестидесяти дней, в течение более длительного периода не разрешается. А любовник дарит одежду и, среди прочих подарков, быка. Все критяне сидят на стульях (чтобы есть). Они начинают с подачи еды гостям. После гостей они выделяют четыре части правителю, одну из которых они также выделяют другим, вторую–чиновнику (часть), третью–его домашнему хозяйству и четвертую–движимому имуществу. На Крите там вообще много странников, для кого они назначают места достоинства. Лакедемоняне, что когда–то поработили илотов, пенесты фессалийцев, <и критяне кларотов (cf. Arist. fr.586 Rose)).
Киренская
16. Батт, которого сперва назвали Аристотелем, основал Кирену. Поскольку Пифия назвала его Батт, он сохранил это имя. Он пришел в Дельфы, чтобы расспросить о своей речи, так как у него был дефект речи. Когда бог приказал ему основать Ливию, он отправился в путь, но сначала не добился успеха. Феретима, мать Аркесилая, правила серьезно. Действительно, во время войны против баркейцев она захватила Барку, пронзила мужчин и отрезала груди женщин. Вскоре после этого она стала гнилой заживо. 17. Батт, который был назван Красивый, был седьмым царем после первого (Батта). Пока царем был Аркесилай, появилась белая ворона, о которой было страшное предзнаменование. С тех пор, как возникла демократия, Баттус отправился к Гесперидам, где он умер, и они взяли его голову и бросили в море.
18. Существовал закон, по которому те, кто участвовал во многих судебных процессах и в злодеяниях, должны были быть привлечены эфорами и быть наказаны и лишены гражданства.
Коринфская
19. Ранее Коринф был известен как Эфира до времени Коринфа, от которого он получил свое название. Кроме того, Бакх был третий царь. Хотя он был хромой и невзрачный на вид, он правил хорошо и как государственный деятель. У него было три дочери и семь сыновей, которые так укрепили свою семью, что потомков их стали называть «Бакхиадами», а не «Гераклидами».
20. Периандр первым изменил конституцию в силу того, что имел телохранителя и не позволял людям жить в городе, а также полностью запретил владение рабами и предметами роскоши. Но в остальном он был умеренным: не взимал ни с кого налога, был доволен налогом на товары с рынка и из гавани, не был ни несправедливым, ни властным, но ненавидел плутовство. Он бросил всех проституток в море. Наконец, он создал совет, который не позволил тратить только на доход.
Элейская
21. Среди них правил властный и суровый Панталеон. Он кастрировал послов, которые приходили к нему, и заставил их съесть свои яички.
Тенедосская
22. Сначала острове Тенедос был назван Левкофрис; в более поздней время, до Троянской войны, Тенн заселил его после того, как он поссорился со своим отцом. Говорят, что из–за того, что мачеха оклеветала его, а некий флейтист свидетельствовал, что Тенн изнасиловал ее, его отец Кикн посадил в коробку и выбросил в море, но благополучно выбросило на берег на острове. Из–за лжесвидетельства флейтиста, флейтисту не разрешается входить в храм (Аполлона).
23. Что Амаурус, который был с хромыми ногами, правил этим островом.
24. Говорят, что царь Тенн установил некий закон, по которому, поймав прелюбодея, можно было убить его топором. И когда его собственный сын был схвачен и когда похититель спросил царя, что делать, царь ответил: «повинуйся закону.» Поэтому на одной стороне монеты выгравирован топор, на другой – лицо мужчины и женщины с одинаковой шеей.
Парийская
25. Парус поселился на острове Парос с людьми из Аркадии. Человек по имени Коракс убил поэта Архилоха, и они говорят, что Пифия сказала Кораксу: «покинь храм.» Но он сказал: «Однако я свободен от скверны, господь, ибо я убивал в рукопашном бою.»
Кеоская
26. Раньше остров назывался Гидруса, и говорят, что на нем обитали нимфы, но так как их напугал лев, они отправились к Каристу. По этой причине мыс Кеоса называется Леон (лев). Кеос, приехавший из Навпакта, поселился на острове, и они назвала его в его честь.
27. Говорят, что Аристей научился ухаживать за овцами и скотом у нимф, а у Брисы–пчеловодству. Там была гибель растений и животных из–за порывов пассатными ветрами.
28. Аристид был озабочен хорошим поведением женщин. В древние времена мальчики и девочки пили воду до замужества. Мужчины не выражают скорби по умершим в отношении одежды или стрижки волос, но мать умершего юноши проводит год в трауре.
29. Поскольку на острове здоровый климат и мужчины и особенно женщины достигают преклонного возраста, они не ждут смерти, когда состарятся, но прежде чем заболеть или стать инвалидами каким–либо образом, некоторые отравляют себя маком, другие–болиголовом.
Самосская
30. Говорят, что вначале Самос был одинок и содержал несколько животных с громким криком. Животных называли vήίδεϲ; остров был назван Парфения и позже Дриоуса. Его царём был Анкей, о которых слуга сказал при посадке виноградных лоз, «Многое лежит между чашкой и краем губ.»
31. Что среди самийцев появилась белая ласточка, не меньше куропатки.
32. Ферекид Сиросский, съеденный вшами, умер на Самосе. Посетившему его Пифагору он показал через щель палец, оголившийся [до кости]
33. Эзоп, автор басен, был тогда знаменит. Он был фракийцем по расе; сначала он был рабом Ксанфа, и Идмон мудрый даровал ему свободу.
34. Силосон опустошил государство самосцев, и от этого был получена пословица, «есть открытые пространства из–за Силосон.»
35. Один из самосцев, Теоген, был хорошо сложен, но в остальном расточительный и злой. Он бежал из своего Отечества, проводил время в Афинах с Еврипидом, соблазнил его жену и, сделав его сообщником, убедил афинян послать две тысячи человек на Самос. Они пришли и изгнали всех.
Кимейская
36. Телефан правил и посадил земли кимейцев. Лидийцы, которые жестоко управляли, учились у кого–то из одиного человека в Кима и вызвали его на (предположим) место царя. Этот человек оказался рабом каретника. Лидийцы заплатил свой выкуп каретнику и взяли его с собой, но один из мужчин Кимы, кто имел с ним контракт на повозку, удержал его. Хотя многие призывали его не мешать (лидийцам), он не отпускал (раба) и, издеваясь над ними, говорил, что высоко ценит повозку, сделанную царем лидийцев.
37. Говорят, что Гермодия, жена Мидаса, царя фригийцев, была необычайно красива, но она также была мудра и искусна в ремесле и первой бросила монету кимейцам.
38. Это их обычай для соседей делать репарации за кражу; поэтому они мало что теряют, ибо все одинаково настороже. И по этой причине Гесиод, кажется, говорит: «корова не пропадет, если сосед не будет злым.» Кир разрушил государство и поставил их под монархию.
39. Фидон, знатный человек, дал большим людям долю в правительстве; он создал закон, который заставил всех разводить лошадей.
Эретрейская
40. Эретрейцы воздвигли подобие Диагора, который умер в Коринфе, когда он направлялся в Спарту.
Пепарефская
41. Этот остров изобилует вином и деревьями и производит зерно.
Лепретатская
42. Если лепреаты задерживают прелюбодеев, они три дня водят их по городу в оковах и лишают их жизни. Они заставляют женщину одиннадцать дней стоять на рынке в прозрачном хитоне и лишают ее гражданских прав.
Ликийская
43. Ликийцы проводят свою жизнь как разбойники. Они используют не законы, а обычаи, и с древних времен ими правили женщины. Они продают осужденных за лжесвидетельство и конфискуют их имущество.
Тирренская
44. У тирренцев очень много навыков. Все они ложатся под один гиматий со своими женами, даже если некоторые (гости) присутствуют. И они доброжелательно относятся к чужеземцам, которые остаются (с ними). Всякий раз, когда кто–то должен долг и не погашает его, мальчики следуют за ним, неся пустой мешок, чтобы пристыдить его.
Молоссов
45. Когда молоссы разграбил храм Артемиды и унесли золотую корону статуи, они принесли жертву в обмен на неё. Хотя кефалленцы заменили венец другим, богиня отбросила его в сторону, и он был найден лежащим на земле. Кефалленцы были названы в честь Кефала.
Фасиан
46. В начале гениохи населяли Фасис. Они были людоедами и сдирали с людей кожу. Тогда милетцы (обитаемые Фазисом), и они гостеприимны, так что они снабжают жертв кораблекрушения припасами, дают им три мины и отправляют их.
Аморгская
47. На острове Аморгос производится много вина, оливкового масла и фруктов.
Левканцев
48. Левканцы гостеприимны и справедливы. Ламиск был их царем, чей средний палец был похож на волка.
Самофракии
49. В начале Самофракия называлась Левкания, потому что она белая(левка); позже, когда фракийцы завладели им, она была названа Фракия. Спустя семьсот лет после того, как они покинули страну, ее заселили самосцы, изгнанные из своей страны, и назвали ее Самофракией.
Магнесии
50. Они были очень огорчены чрезмерным несчастьем. Где–то Архилох говорит, «О Фасосе скорблю, не о Магнесии». 51. И они разводят лошадей в таком же порядке, как колофонцы, так как они имеют плоскую землю.
Дельф
52. Фамис был царем, и они задержали его сына, как храма грабителя, пока они приносили жертвы. Говорят, это случилось и с Эзопом, так как он был убит по обвинению в ограблении храма после того, как в его постели был обнаружен золотой сосуд.
Афаманов
53. В земле афаманов, женщин выращивают в то время как мужчины пасут скот.
Киферийцев
54. Киферы едят вареный сыр и фиги. На острове производят много, в том числе мед и вино. Они любят и деньги, и труд.
Регийцев
55. халкидцы, покинувшие Еврип из–за голода, осели в Регии. Они также привезли с собой мессенцев из Пелопоннеса, которые оказались в Мацисте из–за бесчинств (которые они нанесли) спартанских дев. Сначала они поселились возле могилы одного из детей Эола, Иокаста, который, говорят, умер от змеиной раны. И они получили оракула (чтобы основать город в том месте), где женщина (должна обнять) мужчину. И когда они увидели виноградную лозу, обнимающую дуб, они поняли, что это место. Они назвали место, где основали город Регий, в честь какого–то местного героя. Они установили аристократическую конституцию, ибо тысяча человек была отобрана по стоимости их имущества для управления всем. Они использовали законы Харонда Катанского. Анаксилас Мессенский был их тираном. И он развлекал греков после победы в гонке с мулами в Олимпии. И кто–то насмехался над ним, говоря: «что бы он сделал, если бы выиграл с лошадьми?» Также Симонид сочинил эпиникий, «Да здравствуют дочери грозных коней.» Есть и другие тиранические люди среди регийцев.
(Коркирцев)
56. Коркирцы вызвали Диомеда, и он убил змею в их стране. Он и большая группа людей пришли в Япыгию и сражались с теми, кто вел войну против брундизийцев, и он получил почесть.
Тарантинцев
57. Когда лакедемонянам, воевали с мессенцами и пока мужчины воевали, их жены родили несколько детей. Отцы подозревали, что они незаконнорожденные, и называли их «парфении». Они были раздосадованы.
Фракийцев
58. Каждый мужчина женится на трех или четырех женщинах, некоторые даже на тридцати. Они обращаются со своими женами как с рабынями. Браки вырастают из избытка (женщин), и мужчины лежат с женщинами по очереди, а (жена) и моет и служит. А после полового акта большинство женщин спит на земле. И если какой–то (муж) раздражен (своей женой), родители возвращают то, что они получили, и забирают свою дочь; ибо они отдают брак со своих дочерей после получения оплаты. А когда мужчина умирает, они приобретают жен по наследству, как и все остальное.
Минойцев
59. Раньше они называли Миною, что на Сицилии, Макара. Тогда Минос, услышав, что Дедал находится там, пришел с отрядом людей и, продвигаясь к реке лик, захватил этот город, а после того, как он победил варваров, назвал город в честь себя и наложил на него критские законы.
Локров
60. Зенокрит, поэт, который был слепой от рождения, был Локром, как и Эразипп. Среди них не разрешается оплакивать умерших, но всякий раз, когда у них есть погребение, они празднуют. Среди них нет розничных магазинов, но фермеры продают свои производения. 61. Если кого–то поймают на воровстве, ему выколют глаза. Сын Залевка был пойман (на краже) и когда локры отпустили его, Залевк не допустил этого, но ему выкололи на его собственных глазах, и одним из его сыновей.
62. После того Полемарх божился ложно, он сбежал из Коринфского флота. И говорят, что однажды ночью, когда он спал, ласки напали на него и в полном отчаянии покончил с собой.
Халкидцев
Халкидяне на Атос также заселили Клеоны; они оставили Элимний из–за мышей, как они сообщают, которые потребляли их имущество и даже железо.
63. У Халкидийцев есть закон, что кто–то моложе пятидесяти не может занимать должность или служить в посольстве.
Кефалленцев
64. На Кефаллении правил сын Промнеса, и он был жесток, и он не позволял им больше двух праздников и жить больше, чем десять дней месяца в городе. Он сам знал плотски девственниц до того, как они вступили в брак. Антенор, который надел женскую одежду и вооружился кинжалом, забрался в постель и убил его. Люди почитали его и сделали своим вождем, и дева, ради которой он напал на (тирана), прославилась. Также говорят, что Гомер перешел из Тиррении в Кефалению и Итаку, когда говорят, что он потерял зрение из–за болезни.
Родосцев
65. Говорят, что раньше остров Родос был покрыт морем, а позже появился с сухой поверхностью. Он назывался Офиуса из–за большого количества змей на нем.
Эфессцев
66. Говорят, Эфес был назван в честь одной из амазонок, но другие говорят по уступке Геракла амазонкам области от Микале до Питане.
Фокейцев
67. Некоторые говорят, что Фокея была названа в честь вождя Фока, другие (от факта), что они видели печать выходя на сушу.
Кротонцев
68. Вначале Кротон поселился в Кротоне.
Акрагантцев
69. Фаларис был тираном и превзошел всех в беззаконии, ибо он не только убил многих, но и прибегал к незаконным наказаниям. Одних он отправил в кипящие котлы, других-в огненные кратеры. Других он поместил в медного быка и сжег заживо. Люди наказали его, а также сожгли его мать и друзей. После него Алкаменес взял власть в свои руки, а после него Алкандер, хороший человек, управлял.
Итакийцев
70. Бог сказал Кефалу, когда тот советовался с оракулом о детях, иметь половой акт с тем, с кем он должен столкнуться в первую очередь. Он встретил медведицу и через общение с медведицей (аркес), он родил женщину, которой, как говорят, что Аркесией была соответствующим образом названа.
71. Паромщик по имени Пирриас переправлял разбойников и (их) пленника, старика (который имел) немного смолы. И он купил старика и смолу у разбойников, так как старик просил (его). В смоле было спрятано золото. А когда он разбогател, говорят, что он принёс в жертву быка ради старика. Отсюда пословица: «никто никогда не приносил в жертву быка ради благодетеля, кроме Пирриаса.»
Афитеан
72. Афитеи (на Фракийском Херсонесе) ведут праведную и умеренную жизнь, и они не возлагают руки друг на друга, даже если двери открыты. Говорят, что однажды странник, купивший вино, не взял его с собой, так как его корабль вынудил его (уйти), а оставил (вино) на складе, никому его не доверив. Позже, когда он приехал (туда) в другую поездку, он нашел вино нетронутым.
Иасцев
73. Им не разрешается принимать на брачном пиру более десяти мужчин и равное число женщин, а также устраивать бракосочетания продолжительностью более двух дней. Они заботятся об образовании сирот и отдают им свое имущество, когда им исполняется двадцать лет.
Икарийцев
74. Остров Икар раньше назывался Ихтиуса из–за красоты рыбы на нем. Икар пришел туда и остров был назван в его честь. Миф о том, что он прилетел с Крита. Другие говорят, что он бежал со своим отцом на триере из–за того, что (его отца) показал Тесею путь в Лабиринт.
Аргилиан
75. Фракийцы называют мышь Когда они увидели мышь, они основали город согласно оракулу и назвали его Аргилус.
Феспийская
76. Среди феспийцев, было позорно учиться ремеслу, и проводить время в сельском хозяйстве. Поэтому большинство из них были бедны, и они были глубоко в долгу перед фиванцами, которые были бережливы.